Дело № 2-1320/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2015 года г. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Маликовой М.А.,
при секретаре Мкртчян Е.А.,
с участием:
представителя заявителя по доверенности Линника О.Н.,
представителя заинтересованных лиц Шевелевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой О.А. о признании бездействия ФСКН России и УФСКН России по Белгородской области незаконным,
установил:
Иванова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в федеральных органах налоговой полиции, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФСКН России по Белгородской области. В 1995 году решением жилищно – бытовой комиссии заявитель была включена в список очередников на улучшение жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ года является пенсионером органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
По состоянию на 17.11.2014 года заявитель имеет порядковый номер №1 в очереди по улучшению жилищных условий в Управлении ФСКН России по Белгородской области. Льгот на внеочередное получение жилого помещения не имеет.
Полагая, что ФСКН России и УФСКН России по Белгородской области недобросовестно исполняют обязанности по обеспечению ее, Ивановой (далее заявитель), с учетом членов ее семьи, жилым помещением, просила признать незаконными бездействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России и Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Белгородской области, выразившиеся в непринятии достаточных мер для предоставления жилого помещения.
В судебное заседание заявитель не явилась, обеспечила явку своего представителя. Представитель заявителя требования поддержал, суду пояснил, что неправомерность бездействия УФСКН России по Белгородской области заключается в не направлении списков в ФСКН России нуждающихся для формирования финансирования из федерального бюджета для приобретения жилья пенсионерам УФСКН России по Белгородской области и бездействия по размену имеющейся квартиры, общей площадью 150 кв.м. Бездействие ФСКН России заключается в непредставление денежных средств на приобретение жилого помещения заявителю.
Представитель заинтересованных лиц требования не признала, суду пояснила, что Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 96 в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" были внесены изменения. Так, пунктом 123, предусматривается, что сотрудники и лица, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, принятые на учет в органах наркоконтроля в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ. Пенсионеры органов наркоконтроля и действующие сотрудники финансируются по одной статьей расходов и учитываются в одном списке очередников. С 17.11.2014 года заявитель имеет порядковый номер №1 в очереди на учете по улучшению жилищных условий в Управление ФСКН России по Белгородской области. В соответствии с Приказом ФСКН РФ от 20.01.2009 N 30 (ред. от 25.01.2010) и приложением к Приказу отчет об основных показателях жилищного обеспечения Управление ФСКН России по Белгородской области в УМТО 10 Департамента ФСКН России направило в установленном порядке в срок до 1 февраля 2015 года, с учетом изменений, выявленных в ходе перерегистрации. В срок до 15 февраля 2015 года, Управление ФСКН России по Белгородской области представило в УМТО 10 Департамента ФСКН России список очередников. Обращала внимание суда на то, что согласно приказа ФСКН России начальник территориальных управлений осуществляет полномочия по улучшению жилищных условий, как сотрудников, так и лиц, уволенных со службы с правом на пенсию.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав стороны, суд отказывает в удовлетворении заявления, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) принято либо совершено (не совершено) в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В судебном заседании установлено, а заинтересованным лицом не оспаривалось, что Иванова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в федеральных органах налоговой полиции, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФСКН России по Белгородской области. С ДД.ММ.ГГГГ заявитель уволена со службы с правом на пенсию.
С 1995 года, протоколом №5 заседания жилищно – бытовой комиссии заявитель была включена в список очередников на улучшение жилищных условий.
По состоянию на 17.11.2014 года заявитель имеет порядковый номер №1 в очереди по улучшению жилищных условий в Управлении ФСКН России по Белгородской области. Льгот на внеочередное получение жилого помещения не имеет.
Правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с правом получении пенсии, регулируются Федеральным законом N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2013 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уволенным со службы гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Инструкция о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений, утвержденная приказом ФСКН России от 20 января 2009 года N 30, устанавливает единый порядок учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в домах государственного жилищного фонда.
Согласно пункту 6 Инструкции, за сотрудниками, принятыми на учет до 01 марта 2005 года, сохраняется право в порядке, установленном частью 2 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", состоять на учете до получения ими жилых помещений. Жилые помещения предоставляются по очередности, исходя из времени принятия указанных лиц на учет.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 20 января 2009 г. N 30, ежегодно в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным, жилищными комиссиями органов наркоконтроля производится перерегистрация сотрудников, гражданских служащих и работников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетные дела сотрудников, гражданских служащих и работников. Ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, территориальными органами и организациями ФСКН России в УМТО 10 Департамента ФСКН России направляются списки очередников.
Так из представленных сведений Управлением ФСКН России по Белгородской области усматривается, что по состоянию на 2008 год в списке очередников Иванова О.А. числилась под номером №4. В списке лиц улучшивших жилищные условия в Управлении ФСКН России по Белгородской области с 2008 г. по 2014 г. указано 9-ть сотрудников (из которых 4 федеральных гражданских служащих). В сведениях о выделяемых денежных средствах на обеспечение жильем очередников в Управление ФСКН России по Белгородской области с 2008 года по 2014 год указано, что за данный период денежных средств на строительство, приобретение жилых помещений для сотрудников имеющих специальное звание сотрудников, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, приравненная к военным, не выделялось.
Из письма департамента от 13.03.2015года за № тылового и финансового обеспечения ФСКН России следует, что в настоящее время приобретение жилых помещений для предоставления по договорам социального найма сотрудниками и пенсионерами органов наркоконтроля в подавляющем большинстве субъектов РФ, включая Белгородскую область, не представляется возможным, поскольку фактическая рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд превышает установленную постановлением Правительства от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" предельную стоимость 1 кв.м.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Управлении ФСКН России по Белгородской области не предпринимает должных мер к составлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, опровергаются вышеуказанными доказательствами. Более того, из представленного письма департамента от 13.03.2015года за № тылового и финансового обеспечения ФСКН России следует, что Управлении ФСКН России по Белгородской области исполнило свою обязанность по перерегистрации сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку заявитель лишь в конце 2014 года стала в данной очереди под №1 и данная информация со списком очередников была направлена в ФСКН России в УМТО 10 Департамента ФСКН России во исполнение требований вышеуказанного закона.
Доводы заявителя о бездействии Управлении ФСКН России по Белгородской области выразившиеся в не приобретении жилья для заявителя, основан лишь на предположениях заявителя и доказательствами не подтверждены. Как следует из материалов дела, заявительница состоит в списке очередников на улучшение жилищных условий под номером 1, из списка очередников не исключена, Доказательств того, что Управлением ФСКН России по Белгородской области были выделены денежные средства на приобретения жилья, и имело место их нецелевое использование, или было приобретено жилое помещение иному лицу, суду не представлены.
Ссылки заявителя на бездействие УФСКН России по Белгородской области по решению вопроса о распределении, имеющейся у него с 2009 г. в оперативном управлении квартиры в 150 кв.м. или ее размену, является несостоятельной.
В соответствии с п.1 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, а также не может выступать стороной в договоре мены имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в оперативном управлении. В соответствии с п.4 и подпунктом 5.3 п.5 Положения о Федеральном агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическими лицами, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Соответственно, для обмена квартиры, принадлежащей РФ, УФСКН России по Белгородской области необходимо получить разрешение территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом и провести оценку квартиры. А с учетом требования закона (ст. 567 ГК РФ) обмен жилого помещения возможно осуществить путем передачи в муниципальную собственность с предварительной договорённостью о передаче из муниципальной собственности в государственную казну РФ равноценного имущества, с дальнейшем закреплением за Управлением.
Из пояснений представителя УФСКН России по Белгородской области и представленной переписки усматривается, что единственный предложенный вариант обмена квартиры согласован не был в связи с тем, что Управлению принадлежит на праве оперативного управления квартира с большей площадью, чем были предложены две квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, при этом доплату, разницы в стоимости, администрация города Белгорода производить не изъявила желание.
Следовательно, материалами дела установлено, что УФСКН России по Белгородской области принимаются меры по передаче вышеуказанного жилого помещения в муниципальную собственность, с последующей передачей равноценного имущества в казну РФ и дальнейшего его закрепления за Управлением ФСКН России по Белгородской области для распределения между очередниками, что подтверждается наличием переписки с компетентными органами.
Относительно требований заявителя о признании бездействия ФСКН России выразившиеся в непредставление денежных средств на приобретение жилого помещения заявителю, суд приходит к следующему.
Правительство Российской Федерации, в соответствии с предоставленными ему законодателем полномочиями, руководствуясь принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, приняло 10 июня 2011 г. Правительством РФ принято Постановление N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" (далее - Постановление). В данном Постановлении закрепило норму о предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд, в размере 30 тыс. рублей. При этом определило, что превышение предельной стоимости допускается по решению Правительства РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Министерства регионального развития РФ (подпункт "г" пункта 1 Постановления).
Таким образом, законодательством четко определен механизм предоставления денежных средств в целях повышения эффективности использования бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилых помещений, соответственно ФСКН России не наделено полномочиями по предоставлению или же непредставлению денежных средств по улучшению жилищных условий работников, а является лишь распорядителем денежных средств, и имеет возможность направить денежные средства в пределах предоставленных ассигнований бюджетных средств на приобретение в определенном субъекте жилого помещения с учетом стоимости установленного в вышеуказанном Постановлении кв.м. общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд. С учетом изложенного, требования заявителя в данной части также судом отклоняются.
руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Ивановой О.А. о признании бездействия ФСКН России и УФСКН России по Белгородской области незаконным в части заявленных требований о признании бездействия ФСКН России и УФСКН России по Белгородской области, выразившееся в непринятии достаточных мер для предоставления жилого помещения Ивановой О.А., признать необоснованным. В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья - подпись
Мотивированный текст решения изготовлен 06.04.2015 года.