Дело № 12-3/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2016 года с. Турочак
Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Албанчинова К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе представителя Муниципального автономного учреждения по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Телецкая сеть» на постановление заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай по делу об административном правонарушении №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Муниципального автономного учреждения по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Телецкая сеть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением директор Муниципального автономного учреждения по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Телецкая сеть» (далее МАУ «Телесеть») обратился в Турочакский районный суд с жалобой, в которой просит снизить размер назначенного наказания до <данные изъяты> рублей, предоставить отсрочку по оплате государственной пошлины для обращения в суд до вступления в законную силу решения суда по делу в связи с тяжелым финансовым положением на основании ст. 64 НК РФ.
Законный представитель - директор МАУ «Телесеть» <данные изъяты> в судебном заседании поддержал доводы жалобы по основаниям изложенным в ней, уточнил требования жалобы, просил состоявшееся по делу постановление изменить, снизив размер назначенного наказания в пределах размера, предусмотренного ч.3.2. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административный штраф в размере <данные изъяты> рублей не отвечает целям административной ответственности и повлечет ограничение прав юридического лица, является некоммерческой организацией, факт совершения административного правонарушения признает в полном объеме, раскаивается в содеянном, принимаются меры по устранению допущенных нарушений. От требований о предоставлении отсрочки по оплате государственной пошлины отказывается.
Представитель Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай <данные изъяты>., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что в действиях юридического лица имеется состав вмененного административного правонарушения, наказание назначено в пределах санкции статьи. Правовые основания для назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае отсутствуют.
Выслушав законного представителя юридического лица - директора МАУ «Телесеть» <данные изъяты>., представителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай <данные изъяты> изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 18 вышеуказанного закона определено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъекты малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона об отходах).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении №<данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МАУ «Телесеть», расположенного по адресу: <адрес> проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, которой установлено, что МАУ «Телесеть» допустило нарушения требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Факт нарушений требований законодательства в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, природопользования, ответственность за которые установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были подтверждены протоколом № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, с указанием выявленных нарушений в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, распоряжением о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что были выявлены нарушения по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и природопользования, другими материалами дела, которые были оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Из материалов дела следует, что совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение требований, установленных ст.ст. 11,18, 14,15,19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно МАУ «Телесеть» не произведена инвентаризация отходов производства и потребления; не подтверждено отнесение отходов Учреждения, в процессе деятельности которого образуются отходы I-IV класса опасности, к конкретному классу опасности и не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности; не разработан ПНООЛР, не установлены лимиты на размещение отходов на 2014 и 2015 годы; в МАУ «Телесеть» отсутствует должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами); не ведется первичный учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в нарушение; не предоставлена статистическая отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований обращения с отходами и охраны окружающей среды, а также свидетельствующих о том, что МАУ «Телесеть» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в материалах дела не имеется.
Таким образом, должностное лицо при рассмотрении дела сделал правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) МАУ «Телесеть» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, изучив доводы представителя заявителя о значительном размере штрафа для деятельности МАУ «Телесеть» и возможности наступления неблагоприятных последствий в связи с его уплатой, ссылку на конкретные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, суд приходит к выводу, что имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П "По делу о проверке конституционного ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно совершение административного правонарушения впервые, полное признание вины, раскаяние в содеянном, принятие мер по устранению выявленных нарушений, суд приходит к выводу о возможности снизить назначенное наказание.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела снижение МАУ «Телесеть» административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении МАУ «Телесеть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения размера назначенного МАУ «Телесеть» административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену вынесенных решений в ходе производства по настоящему делу, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Муниципального автономного учреждения по предоставлению комплексных услуг и благоустройству Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Телецкая сеть», удовлетворить.
Постановление заместителя начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: снизить размер ранее назначенного административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
В остальной части состоявшееся по делу постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья К.В. Албанчинова