Дело № 2-956/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2012 г. г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска
В составе председательствующего судьи Максимчук О.П.
При секретаре Зуевой А.А.
Рассмотрев материалы дела по исковому заявлению Васильева Е.В. в интересах несовершеннолетней Васильевой В. к Администрации Советского района г.Красноярска, Администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска о признании бездействия незаконным, понуждении устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Е.В. обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Васильевой М.Е. к Администрации Советского района г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска о признании незаконным бездействие Администрации Советского района г.Красноярска в обеспечении Васильевой М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту МДОУ) путем необеспечения её в надлежащий срок и по сей день по месту жительства местом в группе полного дня МДОУ, понуждении обеспечить наличие места в группе полного дня МДОУ по месту жительства для Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГг.р. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; понуждении Управление образования администрации Советского района г.Красноярска незамедлительно предоставить Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГг.р. направление на место, созданное Администрацией Советского района г.Красноярска.
В ходе судебного разбирательства Васильев Е.В. уточнил исковые требования, определив их к Администрации Советского района г.Красноярска, Администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска: просить признать незаконным бездействие Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска в обеспечении для Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ рождения возможности получить дошкольное образование в МДОУ путем необеспечения её в надлежащий срок и по сей день по месту жительства в группе полного дня МДОУ, обязать Администрацию г.Красноярска, Администрацию Советского района г.Красноярска каждого в пределах своей компетенции обеспечить наличие места в группе 10-12 часового пребывания МДОУ по месту жительства в соответствии с нормами СанПиН 2.4.12660-10 для Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Управление образования администрации Советского района г.Красноярска незамедлительно предоставить Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения направление на место, созданное Администрацией г.Красноярска, Администрацией Советского района г.Красноярска.
Дело рассматривается в объеме измененных исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Васильев Е.В., его представитель Клачков А.С., действующий по устному ходатайству, заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Управления образования администрации Советского района г.Красноярска Ломакина Д.В. (доверенность № 584 от 15.05.2013г.) в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Главного управления образования администрации города Красноярска в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители ответчиков Администрации Советского района г.Красноярска, Администрации г.Красноярска, третьего лица Департамента финансов администрации г.Красноярска, третье лицо Васильева И.Г. в судебное заседание не явились. О дне и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили.
Дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования ФИО1 необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Судом установлено, что Васильева М.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ Родителями Васильевой М.Е. являются Васильев Е.В., ФИО22
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ В. обратилась в Управление образования администрации Советского района г.Красноярска с заявлением о постановке дочери Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ в очередь на получение места в МДОУ, внесена в книгу регистрации детей, состоящих на учете для определения в МДОУ ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный номер №
Согласно ответу УО администрации Советского района г. Красноярска, на обращение Васильева Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ, распределение детей 2009 года рождения в дошкольные учреждения будет осуществляться в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Васильева М.Е. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в ДОУ.
По сведениям Управления образования администрации <адрес> Васильев Е.В., Васильева И.Г. с заявлением о предоставлении места полного дня в МДОУ для Васильевой М.Е. не обращались, в списках очередности не числятся.
По данным сайтов Администрации Красноярского края, Администрации г.Красноярска, ГУО администрации г.Красноярска, ликвидировать очереди планируется к 2016г., для чего создана комиссия по ликвидации очереди в детские сады, Ликвидация очередности предусматривает фактическое финансирование в 2013г. в объеме 1,5 млрд. рублей; строительство новых детских садов, создание дополнительных групп за счет реорганизации нескольких начальных школ в дошкольные образовательные учреждения; инвентаризацию всех зданий в Красноярске, которые можно реконструировать и переквалифицировать в детские сады; увеличение мест в действующих детских садах за счет капитального ремонта зданий и переоборудования ясельных групп; привлечение для строительства крупных частных инвесторов <данные изъяты>; обсуждение условий частно-государственного партнерства. В 2012 году началось строительство 12 детских садов, 4 из них сданы, в 2013г. планируется ввод 1700 мест. Внедрена система «Дошкольник», где родители могут получать полную оперативную информацию о текущей очередности ребенка и наличии свободных мест в детских садах.
Истец, поддерживая заявленные требования, суду пояснил, что является отцом несовершеннолетней Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ дочь поставлена в очередь на получение места в МДОУ за №. Право на первоочередное и внеочередное предоставление мест в МДОУ не имеют. ДД.ММ.ГГГГ обратился в РУО с заявлением о предоставлении ребенку места в детском саду. При обращении в УО администрации г.Красноярска за получением направления в детский сад в связи с выходом супруги Васильевой М.Е. на работу, получил отказ, в связи с тем, что не подошла очередь. В связи с отсутствием средств на няню, невозможностью оставить ребенка дома одного, вынужден был отправить дочь для проживания к бабушке в <адрес>, где также имеется очередь в детский сад. Раздельное проживание с ребенком негативно отражается на их взаимоотношениях. Отсутствие свободным мест в МДОУ не является основанием для закрытия доступа его дочери к дошкольному образованию в группе полного дня. Предложенная УО администрации Советского района г. Красноярска форма обучения в виде группы кратковременного пребывания для него неприемлема, поскольку он с супругой работает в режиме полного рабочего дня, оставить ребенка не с кем. Бездействия ответчиков влекут утрату семейных связей между ним и ребенком. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель истца суду пояснил, что отказ в предоставлении места в МДОУ родителю ребенка в возрасте от 2 до 7 лет, который выполнил требования процедуры о постановке на учет, перенос срока предоставления места в МДОУ являются недопустимым, нормативные акты органа местного самоуправления в этой части не соответствуют федеральному закону, Конституции, международным актам, не подлежат применению. Муниципалитет знает о постановке ребенка на учет практически с его рождения, что возлагает обязанность принять такие меры, которые позволили бы при достижении ребенком определенного возраста предоставить место в МДОУ в той группе, какую желает родитель непосредственно по обращению. Группа кратковременно пребывания лишает ребенка образовательного процесса в период прогулок, сна, приема пищи, во время личной гигиены, в ином объеме ребенок не получает образовательную программу в полном объеме. Отказ в предоставлении места в МДОУ по требованию родителя нарушает права ребенка на получение содержания от матери, обеспечения родителями интересов ребенка. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления образования администрации Советского района г.Красноярска, не признавая исковые требования, суду пояснила, что Управление образования района осуществляет учет и регистрацию детей, состоящих на очереди, комплектование, выдачу направлений родителям для определения детей в дошкольные учреждения в порядке, определенном правовыми актами города. Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений города Красноярска, утвержденным постановлением Главы города №304 от 22.05.2007г. установлено, что места в ДОУ предоставляются в порядке очереди, доукомплектование происходит при наличии вакантных мест и норм наполняемости учреждений в том же порядке, что и укомплектование. Васильева М.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения внесена в книгу регистрации детей для постановки на очередь для предоставления места в МДОУ Советского района ДД.ММ.ГГГГ Комплектование учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 01 апреля по 01 сентября. Васильева М.Е. на момент комплектования в 2012г. соответствовала возрастной группе с 1,5 до 3 лет. В данную возрастную группу были укомплектованы дети, рожденные с сентября по декабрь 2009г., вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а так же дети 2010 г.рождения, имеющие внеочередное и первоочередное право на посещение МДОУ. Васильева М.Е. была поставлена на учет в 2010г., поэтому в комплектование в 2012г. не включена. В настоящее время номер очереди Васильевой М.Е. № Предоставление места Васильевой М.Е. незамедлительно, по требованию, т.е. по существу вне очереди, повлекло бы нарушение прав других детей на предоставление места в МДОУ. Документов, подтверждающих наличие у ребенка внеочередного или первоочередного права на определение в ДОУ родителями не было представлено. В Советском районе г.Красноярска функционирует 52 ДОУ, 5 готовится к сдаче в эксплуатацию в 2013г., проводится работа по освобождении зданий детских садов, используемых не по целевому назначению; обсуждается вопрос с собственниками частных детских садов о принятии детей, состоящих в очередь в данные учреждения; утверждаются различные формы получения дошкольного образования, в том числе посредством посещения групп кратковременного пребывания, в которых в полной мере обеспечивается е право на доступное дошкольное образование. Все это свидетельствует об активной деятельности УО администрации района, органов местного самоуправления в целом с целью создания достаточного количества мест в МДОУ. Просит в удовлетворении иска отказать.
Из отзыва представителя Главного управления образования (ГУО) администрации г.Красноярска следует, что в соответствии с положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений города Красноярска, утвержденным постановлением Главы города №304 от 22.05.2007г. что места в ДОУ предоставляются в порядке очереди. Согласно п.2.5. Положения ГУО администрации г.Красноярска осуществляет учет и регистрацию детей для определения в МДОУ компенсирующего вида, комбинированного вида для глухих и слабослышащих детей, слабовидящих детей, детей с нарушением интеллекта и д.п. Учет и регистрация детей для определения в иные МДОУ осуществляются районными управлениями образования. В ГУО администрации г.Красноярска по вопросу регистрации и постановки на учет ребенка для определения в МДОУ компенсирующего и комбинированного вида истец не обращался, доказательств, подтверждающих состояние здоровья ребенка и его нуждаемость в посещении дошкольных групп компенсирующей направленности истцом не представлено. Полномочиями по предоставлению мест и иных МДОУ, подведомственных Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска, ГУО администрации г.Красноярска не обладает. Согласия на предложение получения дошкольного образования в группе кратковременного пребывания от истца не поступало. Предоставление Васильевой М.Е. места в группах полного дня дошкольного учреждения вне очереди, явилось бы нарушением конституционных прав других граждан, состоящих очереди. Истцу был дан ответ на его обращение. В администрации г.Красноярска, в том числе ответчиком принимается комплекс мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем разработки городских целевых программ «Дети Красноярска», осуществляется работа по возврату в муниципальную систему дошкольного образования зданий, ранее используемых под размещение детских садов, капитального ремонта и их реконструкции, строительству новых зданий детских садов, переоборудованию имеющихся помещений. Считает требования Васильева Е.В. незаконными, просит в иске отказать.
Оценив доказательства по делу, суд учитывает, что в соответствии с действующим законодательством конституционное право граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется через сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений (ст. 43 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации, Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. ст. 7,26,45 Устава г. Красноярска организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города осуществляет Администрация города Красноярска посредством реализации нормотворческих, распорядительных и исполнительных полномочий.
Реализуя нормотворческие полномочия Постановлением администрации г.Красноярска от 22.05.2007 N 304 (в редакции от 13.03.2013 N 116), утверждено Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, в соответствии с п. 2.1. которого места в учреждениях предоставляются в порядке очереди.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем конкретный порядок доступа к образованию, предоставляемые тем или иным категориям граждан, в Конституции Российской Федерации не закреплены. Из этого следует, что законодатель располагает свободой усмотрения при определении порядка предоставления данной гарантии, включая установление очередности предоставления. Выбор критериев дифференциации, с учетом принципа равенства, предполагает только то, что при равных условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые гарантии социальной защиты.
Таким образом, установление очередности предоставления мест в детских дошкольных учреждениях соответствует полномочиям органа местного самоуправления, закону, не нарушает принцип равенства граждан, не умаляет право на получение дошкольного образования, соответствует принципу добросовестности осуществление прав и свобод человека, в соответствии с которым при осуществлении прав не должны нарушаться права и свободы других лиц.
Следовательно, позиция представителя истца о наличии у ответчиков обязанности предоставить истцу место в МДОУ для его дочери непосредственно по обращению не соответствует закону.
Суд учитывает, что Васильев Е.В. является отцом несовершеннолетней Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ Васильева М.Е. принята Управлением образования администрации г.Красноярска на учет для определения в МДОУ. Номер очереди Васильевой М.Е. на момент рассмотрения спора судом - №. Васильева М.Е. право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении, справкой Управления образования администрации <адрес>, объяснениями участвующих в деле лиц, не оспариваются.
Суд критически оценивает позицию истца о бездействии Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска при решении вопроса обеспечения Васильевой М.Е. местом в МДОУ, поскольку оно противоречит фактическим обстоятельствам, в соответствии с которыми Администрацией города Красноярска в рамках нормотворческой деятельности принята программа «Дети Красноярска», предусматривающая комплекс мер решения вопросов получения детьми дошкольного образования, утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, в которое с учетом изменяющихся социальный условий вносятся изменения, в частности изменяется список льготников, из числа которых исключены семи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; исключены положения о том, что при переходе в другой район очередь переносится под той же датой; бюджетное финансирование. В рамках распорядительно-исполнительных полномочий выделены бюджетные деньги для строительства новых детских садов, отвечающих изменившимися санитарными нормами и правилами, реконструкцию; организована проверка обоснованности постановки лиц на учет на получение мест во внеочередном и первоочередном порядке; инвентаризация зданий, строительство новых детских садов, реорганизация начальных школ в дошкольные образовательные учреждения; капитального ремонт зданий и переоборудование ясельных групп; привлечение для строительства частных инвесторов.
Вышеизложенные действия муниципального образования и его органов, повлекли значительное уменьшение очереди дочери истца: с № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до № на ДД.ММ.ГГГГ
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований нет, в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Васильеву Е.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска в обеспечении для Васильевой М.Е ДД.ММ.ГГГГг.р. возможности получить дошкольное образование в МДОУ путем необеспечения её в надлежащий срок по месту жительства местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения, понуждении Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска обеспечить наличие места в группе 10-12 часового пребывания муниципального дошкольного образовательного учреждения по месту жительства в соответствии с нормами СанПиН 2.4.1.2660-10 для Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГг.р. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, понуждении Управление образования администрации Советского района г.Красноярска незамедлительно предоставить Васильевой М.Е. ДД.ММ.ГГГГг.р. направление на место, созданное Администрацией г.Красноярска, Администрацией Советского района г.Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления мотивированного текста решения, т.е. с 31.05.2013г. в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска
Председательствующий О.П. Максимчук