Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 16 декабря 2019 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием административного истца –
помощника прокурора Братского района
Иркутской области Леонтьева Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-961/2019 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Илирского сельского поселения о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Илирского сельского поселения о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в рамках осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства установлено, что по состоянию на 23.05.2019 администрацией Илирского сельского поселения не принималась муниципальная программа по вопросам развития малого и среднего предпринимательства на территории Илирского муниципального образования. Вместе с тем, в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Из ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» следует, что в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровне муниципальных образований разрабатываются документы стратегического планирования, к которым на уровне муниципального образования относится, в частности, муниципальная программа.
В ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ муниципальная программа определяется как документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
На основании п. 4 ст. 21 БК РФ целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с муниципальными программами.
Часть 2 ст. 179 БК РФ предусматривает, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с требованиями федерального законодательства финансирование полномочий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства должно осуществляться на основе муниципальной программы как документа стратегического планирования, содержащего комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач.
Вместе с тем, в нарушение требований бюджетного законодательства и законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства планомерное финансирование вопросов развития малого и среднего предпринимательства в форме реализации муниципальной программы на территории Илирского муниципального образования не осуществляется.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Илирского муниципального образования внесено представление от 04.06.2019 №07-20а-2019. Однако, согласно информации администрации Илирского сельского поселения от 14.06.2019 требования прокуратуры о разработке и принятии муниципальной программы не исполнены.
Неисполнение администрацией Илирского сельского поселения вышеуказанных обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсутствие благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства влияет на количество созданных рабочих мест, объем поступления доходов от налогов в местный бюджет на недвижимое имущество, а также комплексное развитие муниципального образования.
В связи с чем, прокурор Братского района просит суд обязать администрацию Илирского сельского поселения в срок до 01.06.2020 разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Леонтьев Л.Л., действующий на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика - глава Илирского муниципального образования Алексеев Н.Ф., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, в котором указал, что заявленные прокурором Братского района административные исковые требования о возложении на администрацию Илирского сельского поселения обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства, признает в полном объеме. Проект муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства разработан и направлен для согласования в прокуратуру Братского района.
Выслушав помощника прокурора Братского района Леонтьева Л.Л., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 5 указанной статьи поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации перечислены в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К ним относятся: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации согласно ч. 3 данной статьи являются: разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 15, п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.1).
Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования устанавливаются Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.
Пунктом 35 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлено, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, согласно ч. 5 указанной статьи относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальные программы.
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по разработке и принятию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства возложена, в том числе на органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что по Илирскому муниципальному образованию муниципальная программа (подпрограмма) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отсутствует; полномочия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства муниципальному образованию «Братский район» не передавались, что подтверждается сообщениями главы Илирского муниципального образования от 23.05.2019 и от 14.06.2019.
При этом, из сообщения главы Илирского муниципального образования от 14.06.2019 следует, что в настоящее время разрабатывается и согласовывается с администрацией Братского района проект муниципальной программы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Однако, неисполнение администрацией Илирского сельского поселения обязанности по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие которых влияет на обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, на объем поступления доходов от уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов, а также на комплексное развитие муниципального образования.
В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 157 КАС РФ, изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (ч. 1).
При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска (ч. 2).
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, а также, учитывая, что представитель административного ответчика – глава Илирского муниципального образования Алексеев Н.Ф. административные исковые требования, заявленные прокурором Братского района, признал в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании администрации Илирского сельского поселения разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - до 01.06.2020.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от представителя административного ответчика - главы Илирского муниципального образования Алексеева Николая Федоровича признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Илирского сельского поселения в срок до 01.06.2020 разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения – 18.12.2019 года.