Решение по делу № 2-6117/2016 от 22.07.2016

№2-6117/2016

решение

Именем Российской Федерации

24 августа 2016 г.                                        г. Саратов

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,

при секретаре Рохман С.Р.,

с участием помощника прокурора Волжского района г.Саратова Юнусовой А.И.,

представителя истца, одновременно являющегося третьим лицом, Шепелева Д.А.,

третьего лица Просвирновой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г.Саратова в интересах Волковой Н.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

прокурор Волжского района г.Саратова обратился в суд в интересах
Волковой Н.А. с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что Волкова Н.А. на условиях социального найма проживает в <адрес>, расположенной в жилом <адрес>, который в ДД.ММ.ГГГГ году признан непригодным для проживания. Однако вопрос об отселении и предоставлении ей жилого помещения не решен до настоящего времени. Просил суд обязать администрацию муниципального образования "<адрес>" предоставить Волковой Н.А. жилое помещение на семью из трех человек (Волкова Н.А., Шепелев Д.А., Шепелева Е.А.) по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого (39 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова.

В судебном заседании помощник прокурора Волжского района г.Саратова Юнусова А.И., представитель истца, одновременно являющийся третьим лицом, Шепелев Д.А., третье лицо Просвирнова Е.А. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть део в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст.40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке) пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п.1, 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Статьями 87 и 89 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №29"в" "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Волкова Н.А. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух жилых комнат, общей площадью 39 кв.м, в том числе жилой 24,8 кв.м, по адресу: <адрес>.

Волкова Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, кроме нее в указанном помещении проживают Шепелев Д.А., Просвирнова Е.А.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> (литеры <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" -р от ДД.ММ.ГГГГ "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. <адрес> на администрацию Волжского района г.Саратова и Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в указанном помещении на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст.89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого в течение трех месяцев.

Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения жильцам <адрес> не решен до настоящего времени, доказательств обратного не представлено. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 2015 году, когда жилое помещение было признано аварийным, непригодным для проживания.

Кроме того, ни истец, ни члены ее семьи иного жилья, пригодного для проживания не имеют, до настоящего времени жильем не обеспечены.

Также суд учитывает, что Волкова Н.А., Шепелев Д.А. и Просвирнова Е.А. является членами малоимущей семьи, что подтверждается справками ГАУ СО "Комитет социальной поддержки населения <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, во внеочередном порядке.

Не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований отсутствие сведений о признании истца и членов его семьи в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Из норм жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете нуждающихся в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и истец), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

По своему правовому смыслу в системе действующего законодательства п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Судом установлено, что иных жилых помещений истцы в собственности либо в пользовании не имеют. Доказательств обратному суду не предоставлено.

Таким образом, Шепелев Д.А. обратился в установленном порядке о признании его и членов его семьи, в том числе Волковой Н.А. и Просвирнова Е.А., нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, при этом из представленных документов следует, что они имеет право состоять на данном учете, в связи с чем у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам другое жилое помещение по договору социального найма.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Волкова Н.А. имеет право на предоставление ей и членам ее семьи вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10.05.2007 №19 "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".

Согласно техническому паспорту на <адрес> жилом <адрес>, квартира, занимаемая истцом, состоит из двух жилых комнат, общей площадью 39 кв.м, в том числе жилой – 24,8 кв.м.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу на состав семьи из трех человек должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 39 кв.м, состоящее из двух жилых комнат. При определении площади подлежащего предоставлению истцу жилого помещения суд руководствуется данными технического паспорта.

Поскольку администрация муниципального образования "Город Саратов" после признания жилого дома по адресу: <адрес>, не выполняет обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Волковой Н.А. на состав семьи из трех человек (Волкова Н.А., Шепелев Д.А., Просвирнова Е.А.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 39 кв.м, в черте города Саратова.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение составлено 29 августа 2016 года.

Судья

2-6117/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора волжского района г.саратова
Волкова Н.А.
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
Комитет по управлению имуществом г.Саратова
администрация Волжского района г.Саратова
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
22.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.07.2016Передача материалов судье
27.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2016Судебное заседание
29.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее