с. Тросна 24 июля 2013 года
Кромской районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.И.
с участием прокурора Троснянского района Орловской области Коротких Е.В.,
при секретаре Клыповой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кромского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Троснянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Никольского сельского поселения о понуждении устранить нарушения требований законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троснянского района Орловской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к администрации Никольского сельского поселения о понуждении устранить нарушения требований законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры области проведена проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления в целях увековечивания памяти погибших при защите Отечества.
С <дата> по <дата> Троснянский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В результате боевых действий, оккупации имелись многочисленные жертвы, как мирного населения, так и военных, народное хозяйство, социально-культурная сфера понесли большие потери.
При проведении работ на территории области и <.....> района в частности поисковыми отрядами регулярно обнаруживаются останки павших в годы Великой Отечественной войны. Так, <дата> на территории <.....> сельского поселения обнаружены останки 25 воинов, в текущем году на территории <.....> поселения в районе д. <.....> обнаружены останки 24 воинов.
Статьей 44 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» органы местного самоуправления создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
Также ст. 11 Земельного кодекса установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» в соответствии с ч. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ установлен Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках наследия и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, администрации сельского поселения необходимо принять дополнительные меры для исполнения обязанностей по охране объектов культурного наследия и увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией Никольского сельского поселения Троснянского района решение о резервировании земельных участков для новых воинских захоронений не принималось, земельные участки для этих целей не выделены.
Ранее прокуратурой района <дата> по указанным основаниям в адрес главы администрации Никольского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени действенных мер не принято, согласно ответа от <дата> представление признано обоснованным, однако в связи с тем, что в бюджете сельского поселения на <дата> не предусмотрены расходы на оформление надлежащим образом земельных участков в ближайшее время не планируется.
Между тем, необходимо учитывать позицию Верховного суда РФ, отраженную в определении от <дата> №, что отсутствие денежных средств в бюджете юридического лица, необходимых для реализации мероприятий, установленных действующим законодательством, не свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнить предусмотренные законом требования.
Статьёй 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен один из способов защиты гражданских прав - присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе заявить иск о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 245, 254 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил суд: обязать ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о резервировании земель для новых воинских захоронений (абз. 7 ч. 10 ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества») и зарегистрировать ограничение прав, установленных решением о резервировании земель, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем ведение государственного кадастра недвижимости.
В судебном заседании прокурор Троснянского района Орловской области Коротких Е.В. полностью поддержал требования изложенные в заявлении.
В судебное заседание представитель администрации Никольского сельского поселения по доверенности Буравлев И.В. не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в направленном в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, указав, что требования прокуратуры Троснянского района обоснованны и законны, администрация Никольского сельского поселения заявление прокурора признает в полном объеме. Последствия признания заявления, предусмотренные ст.ст.39,173 ГПК РФ разъяснены судом и понятны.
Суд, выслушав пояснения сторон, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, о последствиях указанного действия судом ответчик предупрежден.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что представитель ответчика согласен с требованиями прокурора, его признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, имеются основания для принятия признания представителем ответчика заявления и удовлетворении заявленных прокурором требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ администрация Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Троснянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Никольского сельского поселения - удовлетворить.
Обязать администрацию Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о резервировании земель для новых воинских захоронений и зарегистрировать ограничение прав, установленных решением о резервировании земель, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем ведение государственного кадастра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Кромской районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий __________________