Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 марта 2016 года с. Сладково
Сладковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Бутакова А.Г.,
с участием прокурора Гришечко Л.И.,
при секретаре Алешиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58/2016 по исковому заявлению прокурора Сладковского района Тюменской области, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту законных прав и интересов ФИО3 к Правительству Тюменской области и к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Сладковского муниципального района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения и о возложении обязанности на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с ФИО3 договор найма специализированного жилого помещения на жилое помещение предоставленное Правительством Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л :
5.02.2016 года в Сладковский районный суд Тюменской области обратился прокурор Сладковского района Тюменской области, с исковым заявлением, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту законных прав и интересов ФИО3 к Правительству Тюменской области и к администрации Сладковского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Сладковского муниципального района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения и о возложении обязанности на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области заключить с ФИО3 договор найма специализированного жилого помещения на жилое помещение предоставленное Правительством Тюменской области, в котором указал на следующие обстоятельства: « что ФИО3 ( до брака ФИО1 ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать ФИО1 лишена родительских прав на основании решения Сладковского районного суда Тюменской области от 28.11.2013 года. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка ( справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЗАГС администрации Сладковского района Тюменской области ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ( до брака ФИО1 ) М.В. состоит на основании Закона Тюменской области № 137 от 7.10.1999 года « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области », в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, под № 44. В соответствии со справками ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ » Тюменского филиала от 18.11.2015 года и от 9.12.2015 года сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении ФИО3 ( до брака ФИО1 ) М.В. не имеется. Согласно выписке из реестра Управления Росреестра по Тюменской области по состоянию на 18.12.2015 ФИО3 ( до брака ФИО1 ) М.В. является собственником ( общая долевая собственность, 1/5 доля в праве ) жилого <адрес> Согласно заключения органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО3 ( до брака ФИО1 ) М.В. в ранее занимаемом ею жилом помещении по адресу: <адрес>, так как общая площадь жилого помещения, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения. Приказом начальника межрайонного отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Казанского и Сладковского районов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 ( до брака ФИО1 ) М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Сладковского района. В соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения в органы прокуратуры и до 1.01.2013 года, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » предусматривали, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилые помещения не ниже, установленных социальных норм. С 1.01.2013 года в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » ( в новой редакции ) - детям-сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, следует учитывать, что ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Часть 7 ст. 8 указанного федерального закона гласит, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До настоящего времени истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия, находясь на учете в качестве нуждающегося, в течение длительного времени, жильем не обеспечен. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ - Каждый имеет право на жилище. Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 п. 26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ » - отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. В соответствии со ст. 5, ч. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » - обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ. Учитывая, что разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с подпунктами 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области - отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства Тюменской области, последнее обязано предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области. Частью 2.1 ст. 27 Закона Тюменской области от 6.11.2012 года № 90 « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов », вступившей в силу с 9.07.2013 года, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа; по заключению таких договоров найма. Таким образом, обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сладковского муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах гражданина по его обращению об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде ( копия обращения приложена ). На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона « О прокуратуре РФ », ст. 11 Жилищного кодекса РФ, прокурор просил суд требования искового заявления удовлетворить ».
В ходе судебного заседания, прокурор, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении - подтвердил в полном объеме, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Истец ФИО3, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ч. 5 ГПК РФ – суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.
Представитель Правительства Тюменской области ФИО7 и представитель администрации Сладковского муниципального района Тюменской области ФИО8, обстоятельства и требования искового заявления прокурора, не оспаривали.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему, что обстоятельства, указанные в заявлении прокурора Сладковского района Тюменской области нашли своей полное подтверждение, сторонами не оспаривались.
Действительно ФИО3 ( до брака ФИО1 ) М.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав, отцовство не установлено. ФИО3 состоит на учете, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в установленном законодательством порядке. Жилье ( 1/5 доля в общей долевой собственности ) ФИО3, по адресу: <адрес>, находящееся в ее собственности, не отвечает требованиям жилищного законодательства, не имеет ФИО3 и какие либо договорные отношения по найму какого либо жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в прокуратуру Сладковского района Тюменской области с просьбой обратиться в суд в защиту ее жилищных прав.
Указанные обстоятельства нашли свое полное подтверждение в материалах гражданского дела и при рассмотрении судом гражданского дела по существу, сторонами не оспаривались.
Разрешая исковые требования по существу, суд учитывает следующие положения действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых ( служебных ) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В связи с изложенным действия прокурора по обращению в защиту законных прав и интересов ФИО3 соответствует действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ - Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » от 21.12.1996 года № 159-ФЗ - Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 7 ст. 8 указанного закона - по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частями 1 – 3 ст. 40 Конституции РФ - Каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 8 ст. 8 указанного закона - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ » от 6.10.1999 года № 184-ФЗ - отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
В соответствии со ст. 5 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » от 21.12.1996 года - обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ.
Обеспечение исполнения областного бюджета, а также подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития Тюменской области; обеспечение проведения экономической, социальной и культурной политики области, в соответствии с подпунктами 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области - отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области Тюменской области - Правительства Тюменской области.
При таких обстоятельствах, суд убежден, что исковые требования прокурора, в части возложения обязанности на Правительство Тюменской области предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Сладковского муниципального района Тюменской области, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения, законны и обоснованы, а поэтому подлежат удовлетворению.
Рассматривая вопрос об исковых требованиях в остальной части, суд учитывает следующее.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона Тюменской области от 2.12.2014 года № 102 « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов », органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа и по заключению таких договоров найма.
Таким образом, исковые требования прокурора о возложении обязанности по заключению договора найма на предоставленное Правительством Тюменской области специализированное жилое помещение с ФИО3 так же законны и обоснованы, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Сладковского района Тюменской области – удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность - предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, на территории Сладковского муниципального района Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения.
Возложить обязанность на администрацию Сладковского муниципального района Тюменской области - заключить с ФИО3 договор найма специализированного жилого помещения на жилое помещение предоставленное Правительством Тюменской области.
Решение может быть обжаловано и ( или ) на него может быть внесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы и ( или ) внесения представления, через Сладковский районный суд Тюменской области.
Решение вынесено в совещательной комнате и его оригинал изготовлен на принтере « Canon LASER SHOT LBP – 1120 ».
Председательствующий:
Федеральный судья Бутаков А.Г.