Решение по делу № 2-472/2016 ~ М-98/2016 от 21.01.2016

дело № 2-472/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2016 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лазаревой М.А.,

при секретаре Попович Е.Н.,

с участием представителя истца Фамилия И. О.,

конкурсного управляющего ООО Компания «Ресурс-Сервис» Киселева С.А.,

представителя ООО Компания «Ресурс-Сервис» Фамилия И. О.1,

представителя администрации МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области Фамилия И. О.2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к ООО Компания «Ресурс-Сервис», администрации МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области о возмещении вреда окружающей среде, причиненного загрязнением почвы,

УСТАНОВИЛ:

в пунктах 1, 16, 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп закреплено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного экологического надзора за исполнением законодательства в сфере природопользования и отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также в сфере водных отношений. Министерство в числе прочего осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Министерство в установленном порядке, и в пределах своей компетенции имеет право предъявлять иски о возмещении и (или) предотвращении вреда окружающей среде, объектам животного мира, природным ресурсам, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации.

В рамках реализации возложенных полномочий, в установленном порядке сотрудниками Министерства проведены надзорные мероприятия по обращению граждан о загрязнении окружающей среды сточными водами с канализационных сетей д. Рязаново Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области.

В результате проведения надзорных мероприятий был осуществлен выезд на место, указанное в обращении, в ходе которого произведен осмотр участка местности (канавы) вдоль дороги <адрес>, а также произведены отборы проб почвы и сточной воды.

По результатам токсикологического анализа методом биотестирования и в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР от 15.06.2001 № 511 (протокол токсикологических испытаний от ДД.ММ.ГГГГ ), установлено, что сточная вода из смотрового колодца, расположенного у здания КНС <адрес> относится к IV классу опасности для окружающей среды.

Собственником канализационных сетей является администрация МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области. В соответствии с договором аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между администрацией МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области (Арендодатель) и ООО Компания «Ресурс-Сервис» (Арендатор), Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, перечень которого приведен в приложении № 1 к данному договору. Пунктом 1.2договора установлено, что имущество предоставляется Арендатору в том числе для удаления и очистки сточных вод в населенном пункте <адрес>. Срок аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о продлении действия договора недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ , срок аренды имущества продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение требований законодательства ООО Компания «Ресурс-Сервис» в процессе эксплуатации канализационных сетей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ допустило сброс отходов IV класса опасности непосредственно на почву по адресу: <адрес>.

По результатам проверки в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 г, № 238, произведено исчисление размера вреда, причиненного почве в результате сброса на неё отходов производства и потребления - IV класса опасности с смотрового колодца канализационной сети <адрес>, который составил <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, просит взыскать с ООО Компания «Ресурс-Сервис» сумму вреда, причиненного почвам, в размере <данные изъяты> рублей, которую необходимо зачислить через органы федерального казначейства в бюджет муниципального образования Калининский район Тверской области.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области.

В судебном заседании представитель истца Фамилия И. О. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Конкурсный управляющий ООО Компания «Ресурс-Сервис» Киселев С.А., представитель ООО Компания «Ресурс-Сервис» Фамилия И. О.1 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований к ним.

Представитель администрации МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области Фамилия И. О.2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований к администрации, пояснив, что в период проверки эксплуатировала КНС ООО Компания «Ресурс-Сервис».

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Тверской области по охране природы Министерства осуществлен выезд в д.Рязаново, в ходе которого произведен осмотр участка местности (канавы) вдоль дороги из <адрес>. В ходе проведения осмотра с 14 ч. 40 мин по 16 ч. 00 мин указанной территории установлено следующее.

Из <адрес> проходит автомобильная дорога, по левую сторону дороги расположено здание КНС (заросшее травой), а также смотровой колодец канализационной сети, из которого происходит сброс сточных вод на почву. В результате сброса сточных вод на почве образовался ручей (шириной 1 м), который дотекая до придорожной канавы (20 м) попадает в нее и течет в сторону д<адрес>, местами растекаясь по рельефу местности, образуя площадки их размещения в лесополосе и на поле. На момент проведения осмотра здание КНС не функционирует, звуки работы насоса не слышны. Сброшенные сточные воды имеют мутновато-серый, местами зеленый оттенок и характерный запах хозяйственно-фекальных вод.

В ходе повторного выезда старшего государственного инспектора Тверской области по охране природы Министерства совместно со специалистами аккредитованной лаборатории - испытательной аналитической лаборатории (НАЛ) филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» на место, указанное в обращении ДД.ММ.ГГГГ произведен повторный осмотр участка местности (канавы) вдоль дороги из <адрес> (акт осмотра территории (объекта) от ДД.ММ.ГГГГ), а также произведены отборы проб почвы и сточной воды.

На момент проведения повторного осмотра из смотрового колодца канализационной сети также происходит сброс сточных вод на почву, здание КНС не функционирует, звуки работы насоса не слышны. Сброшенные сточные воды имеют мутновато-серый, местами зеленый оттенок и характерный запах хозяйственно-фекальных вод. В результате сброса сточных вод на почве присутствует ручей (шириной 1 м), который дотекая до придорожной канавы (20 м) попадает в нее и течет в сторону <адрес>, местами растекаясь по рельефу местности, образуя площадки их размещения в лесополосе и на поле.

В ходе обследования ведущим инженером центрального отдела ИАЛ ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Фамилия И. О.3 были произведены отборы пробы: сточной воды, сбрасываемой из смотрового колодца, расположенного у здания КНС (акты отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ ) и почвы на участках, загрязненных сточными водами, а также фоновая проба в 10 метрах от смотрового колодца (акт отбора (приемки) проб от ДД.ММ.ГГГГ ).

Сточная вода, представляющая собой жидкие отходы (стоки) хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, поступает на очистные сооружения в целях ее очистки, обработки, обеззараживания и относится к подтипу «Отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код ФККО 7 22 000 00 00).

По результатам токсикологического анализа методом биотестирования и в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР от 15.06.2001 № 511 (протокол токсикологических испытаний от ДД.ММ.ГГГГ ), установлено, что сточная вода из смотрового колодца, расположенного у здания КНС <адрес> относится к IV классу опасности для окружающей среды.

Результаты химического анализа почвы, загрязненной сточными водами, отобранной на участке размером 20x30 м. (протокол испытаний от ДД.ММ.ГГГГ), показали превышения над фоновыми значениями (протокол испытаний от ДД.ММ.ГГГГ) по содержанию: нефтепродуктов в 15,35 раза; аммония обменного в 2,73 раза; фосфора подвижного в 4,55 раза; сульфатов в 13,22 раза; хлоридов в 2,33 раза; нитратов в 5,57 раза.

Превышения содержания данных веществ в почве над фоновым показателем непосредственно связаны со сбросом на почву сточных вод, содержащих данные вещества и относящихся к IV классу опасности для окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу ч. 2 ст. 51 ФЗ № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Размещение (хранение, захоронение) отходов в силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» должно осуществляться на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов.

В силу ч. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 № 168 утверждены «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее - Правила эксплуатации). Раздел 3 Правил эксплуатации предусматривает, что канализационная сеть организации водопроводно-канализационного хозяйства должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

Согласно п. 3.3.1 Правил эксплуатации основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений.

Судом установлено, что собственником канализационных сетей является администрация МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области. В соответствии с договором аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор), заключенным между администрацией МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области (Арендодатель) и ООО Компания «Ресурс-Сервис» (Арендатор), Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, перечень которого приведен в приложении к данному договору. Пунктом 1.2договора установлено, что имущество предоставляется Арендатору в том числе для удаления и очистки сточных вод в населенном пункте <адрес>. Срок аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о продлении действия договора недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ , срок аренды имущества продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с актом приема-передачи имущества в аренду от ДД.ММ.ГГГГ ООО Компания «Ресурс-Сервис» приняло во временное владение и пользование недвижимое имущества согласно приложению к акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе здание КНС и канализационные сети <адрес>.

Согласно объяснению главы администрации МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области Фамилия И. О.4 от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> централизованное водоснабжение и водоотведение, канализационные сети согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были переданы во временное обслуживание и пользование ООО Компания «Ресурс-Сервис». В этот период ООО Компания «Ресурс-Сервис» эксплуатировало переданное ему имущество в полном объеме, включало в квитанции по оплате населению услугу водоотведения (ее транспортировку), у ООО Компания «Ресурс-Сервис» имеется технический персонал, который занимается обслуживаем данных сетей. ДД.ММ.ГГГГ от ООО Компания «Ресурс-Сервис» в адрес Администрации поступило письмо о расторжении договора аренды и назначении даты передачи имущества.

Согласно копии Акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с расторжением договоров аренды муниципального имущества и от ДД.ММ.ГГГГ, ООО Компания «Ресурс-Сервис» передало, а Администрация муниципального образования Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области приняла имущество, в том числе, КНС , наружные сети водопровода, канализационные сети <адрес>.

Таким образом, в нарушение указанных выше требований ООО Компания «Ресурс-Сервис» в процессе эксплуатации канализационных сетей <адрес> допустило сброс отходов IV класса опасности непосредственно на почву по адресу: <адрес>.

Выявленные нарушения подтверждены материалами по факту сброса на рельеф местности (почву) сточных вод из смотрового колодца канализационной сети <адрес>, а именно: обращения Фамилия И. О.5, поступившие из Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры (вх. от ДД.ММ.ГГГГ, от 12.05.2р15); акт осмотра территории (объекта) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, акты отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, результаты лабораторных исследований по тех. заданию от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ); ответ Администрации МО Верхневолжского сельского поселения на запрос Министерства (вх. от ДД.ММ.ГГГГ); объяснение Фамилия И. О.4 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснение Киселева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО Компания «Ресурс-Сервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которому ООО Компания «Ресурс-Сервис» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101000 (сто одна тысяча) рублей. Кроме того, Обществу определено оплатить сумму издержек в размере 48060,35 рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, , произведено исчисление размера вреда, причиненного почве в результате сброса на неё отходов производства и потребления - IV класса опасности с смотрового колодца канализационной сети <адрес>, который составил <данные изъяты> рублей, данный размер ущерба ответчиками не оспорен.

Таким образом, материалами дела подтверждено нанесение вреда почвам как объекту охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. При этом в части 3 указанной статьи закреплено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно статье 74 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

В пунктах 34 - 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом, независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Принимая во внимание, что вред был причинен в процессе эксплуатации канализационных сетей <адрес> Общества с ограниченной ответственностью Компания «Ресурс-Сервис», суд приходит к выводу о том, что возмещение ущерба подлежит взысканию с ООО Компания «Ресурс-Сервис», в связи с чем, в удовлетворении требований к администрации МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области следует отказать.

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина -в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, с ООО Компания «Ресурс-Сервис» подлежит уплата госпошлины в соответствующий бюджет в размере 4400 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.

Взыскать с ООО Компания «Ресурс-Сервис» сумму вреда, причиненного почвам, в размере <данные изъяты> рублей, перечислив её через органы федерального казначейства в бюджет муниципального образования Калининского района Тверской области.

В удовлетворении заявленных требований к администрации МО Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области о возмещении вреда отказать.

Взыскать с ООО Компания «Ресурс-Сервис» государственную пошлину в доход бюджета Калининского района Тверской области в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Судья: Лазарева М.А.

Мотивированное решение составлено 16 июня 2016 года.

2-472/2016 ~ М-98/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Ответчики
ООО Компания "Ресурс-Сервис"
Другие
конкурсный управляющий ООО "Ресурс-Сервис" Киселев Сергей Александрович
администрация МО «Верхневолжское сельское поселение» Калининского района Тверской области
Суд
Калининский районный суд
Судья
Лазарева Мария Алексеевна
21.01.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2016[И] Передача материалов судье
21.01.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2016[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.03.2016[И] Предварительное судебное заседание
21.04.2016[И] Судебное заседание
21.04.2016[И] Судебное заседание
10.05.2016[И] Судебное заседание
31.05.2016[И] Судебное заседание
16.06.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2016[И] Дело оформлено
29.12.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее