Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2015 года.
Дело № 2а-8234/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2015 года г.Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего - судьи Ганбиной С.В.,
с участием
представителя административного ответчика Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Василенко Н.В.,
представителя административного ответчика администрации города Мурманска Лузанова В.К.,
при секретаре – Дорошенко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николенко Р.М. к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, администрации города Мурманска о признании незаконным отказа в перезахоронении,
УСТАНОВИЛ:
Николенко Р.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, администрации города Мурманска о признании незаконным отказа в перезахоронении.
В обоснование требований указала, что ее сын ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ и был погребен на муниципальном кладбище г.Мурманска. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г.Мурманска и Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска с письменным заявлением разрешить эксгумацию сына для перезахоронения по месту ее постоянного проживания: <адрес>. Письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ №, № ей было отказано в выдаче разрешения на эксгумацию и перезахоронение сына. Пролагает, что указанный ответ не соответствует закону, поскольку ни Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ни Законом РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ни другими нормативными актами не установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможно перезахоронение умерших, как не содержится в них и запрета на перезахоронение умерших. Законом РФ от 14.01.1993 № 4292-1 установлен только порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления в случаях необходимости при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений организовать перезахоронение останков погибших. В ее случае имеет место родственное перезахоронение за счет собственных средств и сил. Отметила, что принцип достойного отношения к умершим данным перезахоронением в другое место не будет нарушен.
Просит суд признать решение Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении разрешения Николенко Р.М. в эксгумации и перезахоронении ФИО 1 незаконным и обязать КРГХ выдать Николенко Р.М. разрешение на эксгумацию и перезахоронение.
В судебное заседание административный истец Николенко Р.М. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила телеграмму о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика КРГХ Василенко Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что решение принято в соответствии с законом, нарушения прав административного истца не допущено.
Представитель административного ответчика администрации г.Мурманска Лузанов А.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указав, что функции по организации деятельности по содержанию мест захоронения (перезахоронения), оборудованию и оформлению могил и кладбищ защитников Отечества, проведению учета воинских захоронений, созданию резерва площадей для новых захоронений, возложены на Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска. Нормами законодательства РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения органом местного самоуправления о перезахоронении, оснований для выдачи разрешения на эксгумацию и перезахоронение Николенко В.Н. у Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска не имелось. Просил отказать в удовлетворении требований.
Заинтересованное лицо Николенко Л.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Николенко Р.М. обратилась в администрацию города Мурманска с заявлением о разрешении произвести эксгумацию для перезахоронения по месту своего постоянного проживания по адресу: <адрес>, сына ФИО 1, умершего ДД.ММ.ГГГГ и погребенного на муниципальном кладбище города Мурманска (сектор №), расположенном в районе 7-8 км автодороги Кола – <адрес>.
Председатель Комитета по развитию городского хозяйства администрации горда Мурманска письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Н-927, Н-934 сообщил Николенко Р.М. о принятом решении об отказе в удовлетворении ее заявления, в связи с отсутствием правовых оснований для перезахоронения.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 47 Устава муниципального образования города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия администрации города Мурманска в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора). Структурные подразделения администрации города Мурманска действуют на основании Положений, утверждаемых Главой администрации города.
В соответствии с пунктом 4.30 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в функции КРГХ входит организация деятельности по содержанию мест захоронения (перезахоронения), оборудованию и оформлению могил и кладбищ защитников Отечества, проведению учета воинских захоронений, созданию резерва площадей для новых захоронений.
В силу пункта 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84, изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
Статьей 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4292-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определено, что ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления. Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления. Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
В целях решения вопросов местного значения в сфере похоронного дела в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», Уставом муниципального образования город Мурманск Советом депутатов города Мурманска принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N 10-118 «Об организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск» (вместе с «Порядком организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск», «Порядком организации работы муниципальных кладбищ»).
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2. Порядка организации работы муниципальных кладбищ местами погребения для захоронения тел (останков) умерших, используемыми городом Мурманском, являются отведенные в соответствии с эстетическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооруженными на них кладбищами. Кладбища, находящиеся в ведении города Мурманска, за исключением занимаемых ими земельных участков, являются муниципальной собственностью (далее - муниципальные кладбища) и находятся в оперативном управлении комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска.
Согласно пункту 6.10. Порядка организации работы муниципальных кладбищ решение о перезахоронении принимается администрацией города Мурманска при наличии установленных законодательством Российской Федерации оснований:
обнаружение старых военных и ранее неизвестных захоронений;
обнаружение останков погибших при защите Отечества.
Пунктом 6.11. Порядка организации работы муниципальных кладбищ определено, что извлечение тел (останков) умерших из места захоронения производится на основании постановления об эксгумации в соответствии со статьей 178 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО 1, умерший ДД.ММ.ГГГГ захоронен на секторе № левой стороны городского кладбища на <данные изъяты>. Заказчиком погребения ФИО 1 выступала его супруга Николенко Л.М.. С 2014 года на могиле ФИО 1 установлен памятник.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Доказательств, свидетельствующих о волеизъявлении умершего ФИО 1 быть погребенным в ином месте, чем на муниципальном кладбище города Мурманска, материалы дела не содержат.
Поскольку приведенное Николенко Р.М. в заявлении основание для эксгумации и перезахоронения ее сына ФИО 1 по месту ее постоянного проживания, не предусмотрено действующим законодательством, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении ее заявления.
Решение принято компетентным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов административного истца Николенко Р.М. при принятии решения не допущено.
При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены принятого Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска решения у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Николенко Р.М. к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, администрации города Мурманска о признании незаконным отказа в перезахоронении, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Ганбина