Судья Грудинин С.В. Дело № 33а-1912/2019 (2а-887/2018)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 февраля 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Зацепина Е.М., Романютенко Н.В.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Заринска Алтайского края на решение Заринского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2018 года по административному делу по административному иску
прокурора г. Заринска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Заринска Алтайского края о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор г. Заринска обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г. Заринска в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела и возложении обязанности на административного ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Заринска проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. В результате проведения проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закона Алтайского края от 09 сентября 2002 года № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» административным ответчиком на территории города не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. 09 апреля 2018 года в адрес главы г. Заринска внесено представление с требованием о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, однако требования прокурора исполнены не были.
Определением суда от 20 ноября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Санитарно-эпидемиологическое благополучие», на заключение с которым муниципального контракта с целью выполнения названных прокурором требований законодательства ссылался административный ответчик.
Решением Заринского городского суда от 11 декабря 2018 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация г. Заринска просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении требований, поскольку администрацией г. Заринска предприняты меры по осуществлению полномочий по погребению и оказанию ритуальных услуг, такие услуги оказываются юридическим лицом (специализированной службой), заключившим с администрацией г. Заринска по итогам торгов муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию городских кладбищ и договор на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо ООО «Санитарно-эпидемиологическое благополучие», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило, об отложении заседания не ходатайствует, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по апелляционной жалобе рассмотрено при имеющейся явке.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя администрации г. Заринска Г.Т.М., настаивавшей на отмене решения суда, прокурора П.О.А., настаивавшую на необоснованности апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно данному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет соответствующих бюджетов.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. Аналогичные положения установлены статьей 15 Закона Алтайского края от 09 сентября 2002 года № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае».
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям считается недопустимым.
Из содержания части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Заринского городского собрания депутатов Алтайского края от 19 декабря 2017 года № 54 принято Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории г. Заринска Алтайского края (далее – Положение).
В соответствии с п. 1.1 Положения установлены понятия, используемые в положении. В частности под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается организация, создаваемая органами местного самоуправления для погребения умерших и оказания услуг по погребению, под администрацией кладбища понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющее содержание общественных кладбищ на основе муниципального контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Постановлением администрации г. Заринска Алтайского края от 09 февраля 2018 года № 98 утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, оказываемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, а так же стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
05 февраля 2018 года между комитетом по управлению городским хозяйством, промышленностью, транспортом и связью администрации г. Заринска Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» заключен муниципальный контракт №Ф.2018ю45321 на выполнение работ по содержанию кладбищ «Северное», «Сибирское», «Скальное», «Приозерное», «Южное» г. Заринска Алтайского края.
03 апреля 2018 года между теми же лицами заключен муниципальный контракт № 20 на оказание услуг по поднятию умерших без определенного места жительства и невостребованных трупов с места происшествия и доставке их в морг г. Заринска.
09 апреля 2018 года в адрес главы г. Заринска прокурором города направлено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, в котором указывалось на отсутствие на территории муниципального образования созданной органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела.
07 мая 2018 года администрация г. Заринска направила ответ прокурору, в котором сообщила, что в целях устранения нарушений, указанных в представлении, между администрацией г. Заринска и ООО «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» 07 мая 2018 года заключен договор на оказание гарантированного перечня услуг по погребению. Предметом вышеуказанного договора является обеспечение специализированной службой (ООО «Санитарно-эпидемиологическое благополучие») предоставления на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, установленного ст. 9 Федерального закона от 01 января 2001 года № 8-ФЗ.
28 августа 2018 года в адрес главы г. Заринска прокурором города направлено письмо, в соответствии с которым поступивший в прокуратуру ответ на представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле от 09 апреля 2018 года не содержал сведений о принятых мерах по устранению указанного нарушения, в связи с чем выражалась просьба вернуться к рассмотрению представления и в срок до 03 сентября 2018 года представить сведения о принятых мерах по устранению указанного нарушения.
Ответом от 03 сентября 2018 года администрация г. Заринска известила прокурора города о повторном рассмотрении представления и сообщила, что услуги по погребению оказываются юридическим лицом (специализированной службой), заключившим с администрацией города по итогам торгов муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию городских кладбищ и договор на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, поскольку Закон № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям такие функции как оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, в рассматриваемом случае в нарушение действующего законодательства администрацией г. Заринска не создавалась специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского поселения, а присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации, определенной на конкурсной основе, не является созданием таковой службы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.
Поскольку органом местного самоуправления не исполнены возложенные на него законом обязанности, несостоятельны ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие нарушения прав неопределенного круга лиц.
Доводы административного ответчика о том, что законодателем не установлена организационно-правовая форма специализированной службы по вопросам похоронного дела, следовательно, органы местного самоуправления самостоятельны в ее выборе, не дают оснований полагать, что орган местного самоуправления освобожден от установленной законодательством обязанности создать специализированную службу, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». При этом административный ответчик вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создаваемой специализированной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к повторению позиции административного ответчика относительно возникшего публичного спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, свидетельствуют об ошибочном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заринского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Заринска Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Грудинин С.В. Дело № 33а-1912/2019 (2а-887/2018)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
/Резолютивная часть/
26 февраля 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Зацепина Е.М., Романютенко Н.В.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Заринска Алтайского края на решение Заринского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2018 года по административному делу по административному иску
прокурора г. Заринска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Заринска Алтайского края о признании бездействия незаконным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заринского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Заринска Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: