дело № 2-5832/18
24RS0046-01-2018-005528-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Милуш О.А.
при секретаре Литвиновой П.А.,
с участием старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Чепелевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 в лице законного представителя ФИО3, о признании несовершеннолетнего утратившим право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском к ФИО5 в лице законного представителя ФИО6 о признании несовершеннолетнего утратившим право пользования жилым помещением.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. На регистрационном учете по указанному адресу помимо собственника состоят: супруга ФИО7, сын ФИО8, внучка ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак между родителями ФИО45 расторгнут, несовершеннолетний ребенок с мая 2017 года проживает с матерью в г. Москве на постоянной основе, где посещает школу. Переплата по жилищно-коммунальным платежам в связи с регистрацией по месту жительства ФИО10 составляет около 1000 руб. в месяц, что является для собственника жилого помещения, являющегося инвалидом 3 группы, тяжелым финансовым бременем, при том, что мать несовершеннолетнего ребенка не возмещает указанные расходы. Поскольку ФИО11 и ее мать никакой связи с истцом и ФИО12 – отцом ребенка, не поддерживают, выехали на постоянное место жительство в г. Москву, личных вещей в квартире истца не имеют, оплату жилищно-коммунальных услуг не производят, регистрация ответчика носит лишь формальный характер, имеются основания для признания несовершеннолетней ФИО13 утратившей право пользования спорным жилым помещений. На основании изложенного истец просит признать несовершеннолетнюю ФИО14 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с 01.05.2017.
Истец ФИО15 ответчик ФИО16 в лице законного представителя ФИО17 третье лицо ФИО18 представитель Опеки и попечительства администрации Свердловского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не поступало.
Старший помощник прокурора Свердловского района г.Красноярска Чепелева Н.Г. в судебном заседании полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку семейные отношения между ФИО19 и ФИО20 сохраняются, ответчик, являясь несовершеннолетним ребенком ФИО47., имеет право проживать и с отцом, местом жительства которого является квартира, расположенная по адресу: гФИО21, где он и состоит на регистрационном учете.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).
Частью 4 статьи 31 ЖК РФ предусматривается, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" разъяснено, что в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
В силу части 1 статьи 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
По смыслу указанных норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определена им в качестве места жительства соглашением родителей. При этом проживание ребенка и его родителей в другом жилом помещении не может служить основанием для признания несовершеннолетнего утратившим право пользования жилым помещением, в котором имеет право на жилую площадь один из его родителей, фактического вселения ребенка на указанную жилую площадь в данном случае не требуется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес> с 01.09.2009 является ФИО23., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.8).
Согласно выписке из домовой книги, представленной ООО УК «ЖСК», на регистрационном учете по указанному адресу состоят: ФИО24 его жена ФИО25., сын ФИО48 внучка ФИО26., 07.01.2008 года рождения. Невестка ФИО27 состояла на регистрационном учете по указанному адресу с 12.04.2011 по 17.06.2011, снята с регистрационного учета в заявительном порядке (л.д.11).
По сведениям, представленным отделом адресно-справочной службы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю, ФИО28Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 25.01.2008 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
Из копии свидетельства о рождении I-БА №№ видно, что родителями ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, являются ФИО30 и ФИО31 (л.д.12).
Из расчетной квитанции за февраль 2018 года следует, что начисление жилищно-коммунальных услуг производится на 4 зарегистрированных лиц, составляет около 3935 руб. в месяц, задолженности за предшествующие периоды не имеется (л.д.13).
По данным Комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» ФИО32., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована как обучающаяся 5 «Д» класса ГБОУ Школа №№.
Вместе с тем, по имеющимся учетам Центра адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по г.Москве и Московской области ФИО33., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО35., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства (пребывания) г.Москве и Московской области не значатся.
Таким образом, из дела видно, что ФИО36., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована 25.01.2008 в жилой квартире по адресу: <адрес>, по месту жительства отца, вместе с родителями была вселена в нее, проживала в ней, затем совместно с матерью выехала из квартиры. При этом после прекращения брачных отношений между ее родителями ФИО38. не перестала быть членом семьи своего отца; в настоящее время несовершеннолетняя по независящим от нее обстоятельствам в силу своего возраста не может осуществлять свои жилищные права. При этом отец несовершеннолетней ФИО37 продолжает состоять на регистрационном учете и проживать по указанному истцом адресу. Мать же ребенка ФИО39 места регистрации либо пребывания не имеет, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Доказательств заключения письменного соглашения между родителями о месте жительства несовершеннолетнего ребенка истцом не представлено.
Таким образом, само по себе проживание ФИО40 совместно с матерью в жилом помещении, не являющемся местом жительства, не является основанием для признания ФИО41 утратившей право пользования спорным жилым помещением, а расторжение брака родителей и их раздельное проживание не влияют на жилищные права ребенка, так как в силу возраста она не имеет возможности выбрать место своего жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО42 к ФИО43 в лице законного представителя ФИО44, о признании несовершеннолетней утратившей право пользования жилым помещением расположенным по адресу: г<адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Мотивированное решение суда изготовлено 07.12.2018
Судья О.А. Милуш