по делу № 2-527/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года гор. Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Низамовой Ж.М.
при секретаре Мингазовой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Игнатьевой Е.И. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Игнатьевой Н.И., потребительскому обществу «Прибрежный» садоводческое некоммерческое объединение граждан о признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Игнатьева Е.И. обратилась в Тукаевский районный суд с вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года умер ее муж-<данные изъяты> она является единственным наследником после его смерти. Ею в установленный законом шестимесячный срок было подано нотариусу заявление о принятии наследства. После смерти ФИО1 остался земельный участок № и садовый домик, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>» садоводческое некоммерческое объединение граждан.
После смерти мужа она и дочь обратились в правление общества для переоформления земельного участка и членства на имя дочери, получили решение правления общества № от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка и принятии Игнатьевой Н.И. в члены общества.
Считает решение правления незаконным, поскольку земельный участок находится в бессрочном пользовании общества.
Просит признать решение правления потребительского общества «Прибрежный» садоводческое некоммерческое объединение граждан № от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении земельного участка и принятии Игнатьеву Н.И. в члены садоводческого общества не законным, включить садовый домик и земельный участок, располагающиеся пол вышеуказанному адресу в состав наследства умершего ФИО1, признать за ней право собственности на этот земельный участок и садовый домик.
В судебное заседание представители ответчика - потребительского общества «Прибрежный» садоводческое некоммерческое объединение граждан не явились, надлежащим образом извещены, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец иск поддержала в полном объеме.
Ответчик Игнатьева Н.И. иск признала.
Представитель ответчика Семёнов В.В. иск не признает в отношении земельного участка, в отношении садового домика признает и с другими требованиями согласен.
Третье лицо-Игнатьев С.И. не возражает против иска.
Выслушав явившихся лиц, изучив и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 1110 и абзаца 1 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По правилам пункта 2 статьи 1152 и пункту 1 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Пунктом 82 вышеуказанного постановления суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность);
на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу действовавших пункту 7 Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 843 от 14 сентября 1997 года и пункту 8 Типового Устава садоводческого товарищества рабочих и служащих, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР и ВЦСПС от 18 марта 1966 года № 261 члены товарищества имели право возводить садовые летние домики (с отоплением твердым топливом) полезной площадью от 12 до 25 кв. м с террасой до 10 кв. м на семью (при необходимости с мансардой сверх установленных размеров и погребом), хозяйственный блок площадью 15 кв. м, а также душ и туалет.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.
Пунктом 1 статьи 21 вышеуказанного закона к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы, в том числе: прием в члены такого объединения и исключение из его членов.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно свидетельству о смерти следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о праве на наследство следует, что после смерти ФИО13., наследство приняла его супруга-ФИО2. в том числе и на <данные изъяты> доли в виде отказа от наследства в ее пользу сына ФИО6 и дочери-Игнатьевой Н.И.
Согласно копии членской книжки умерший ФИО9. был членом садоводческого общества «Прибрежный» с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно выписке из решения правления потребительского общества «Прибрежный» садоводческое некоммерческое объединение граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно заявлению Игнатьевой Е.И. об отказе от садового участка № и заявления Игнатьевой Н.И. о выделении ей земельного участка правление общества решает: изъять садовый участок № у ФИО2, исключить ее из членов общества и принять Игнатьеву Н.И. в члены садоводческого общества и предоставить ей садоводческий участок № №
При таких данных, суд делает вывод о том, что земельный участок предоставлен ответчику Игнатьевой Н.И. с нарушением действующего законодательства, поскольку общество не является органом местного самоуправления и не наделено правом предоставления земельных участков лицам, не являющимся членами общества, земельный участок предоставлен ей после ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, оспариваемое решение правления о принятии Игнатьевой Н.И. в члены общества и предоставлении спорного земельного участка в силу положений статьи 21 вышеназванного федерального закона, является незаконным.
Следовательно, ответчик Игнатьева Н.И. владеет спорным земельным участком неправомерно.
Более того, земельный участок у ФИО1 в предусмотренном законом порядке не изымался, он из членов общества не исключен.
Согласно справке на вышеуказанном земельном участке имеется садовый домик.
Из пояснений истца следует, что вышеуказанный садовый домик построен умершим за счет собственных средств, им лично с помощью родственников и членов семьи.
При таких данных суд приходит к тому, что вышеуказанный садовый домик не является самовольной постройкой, построен на земельном участке, предоставленном умершему в бессрочное пользование в соответствии с ранее действовавшим Земельным законодательством, при возведении строения целевое назначение земельного участка соблюдено, разрешения на строительство не требовалось тогда, и сейчас в силу подпункта 1 пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, существенного нарушения градостроительных, строительных норм и правил, действовавших на момент их возведения, а также нарушения или угрозы нарушения прав и законных интересов граждан судом не установлено, а потому умерший являлся собственником вышеуказанного садового домика.
Следовательно, садовый домик, располагающийся по вышеуказанному адресу, подлежит включению в состав наследства умершего ФИО1 и поскольку наследство после его смерти принято истцом, то необходимо признать за ней право собственности на это имущество.
Между тем, исковые требования о признании права собственности на земельный участок и включении его в состав наследства удовлетворению не подлежат, поскольку в суд не представлено доказательств обращения умершего в органы местного самоуправления с заявлением о получении указанного земельного участка в собственность.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ № №
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ № №
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ № ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░: