Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2016 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Иванове К.В.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода Петровой А.А., истца Кокорева А.Ю., представителя ответчика УМВД России по Новгородской области Филипповой М.В., представителя третьего лица УФСКН России по Новгородской области Щепоткина А.В., представителя третьего лица ОМВД России по Окуловскому району Павлова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кокорева А.Ю. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области о признании отказа в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода незаконным, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода и признании периода времени с ДД.ММ.ГГГГ до момента фактического принятия на службу в органы внутренних дел вынужденным прогулом,
УСТАНОВИЛ:
Кокорева А.Ю. обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения исковых требований) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее также – УМВД России по Новгородской области, Управление) о признании отказа в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода незаконным, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода на предложенную должность в ОМВД России по Окуловскому району с ДД.ММ.ГГГГ, признании периода времени с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического принятия на службу в органы внутренних дел вынужденным прогулом. В обоснование заявленных требований истцом указано на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> ОУР ОМВД России по Окуловскому району. В ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной служебной проверки Управлением было принято решение о применении в отношении Кокорева А.Ю. дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел. В ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на службу в УСКН России по Новгородской области на должность <данные изъяты>. За время службы в указанной должности Кокорев А.Ю. зарекомендовал себя с положительной стороны, дисциплинарных взысканий и нареканий по службе не имел, неоднократно поощрялся руководством. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН России упразднена, а вся штатная численность упраздняемой ФСКН России передана в МВД России. Истец в числе прочих сотрудников УФСКН России по Новгородской области изъявил желание быть переведенным в органы внутренних дел. Однако в принятии Кокорева А.Ю. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода Управлением было отказано на основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный отказ является незаконным, поскольку истец по своим личным и деловым качествам соответствует требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел. Кроме того, из содержания письменного отказа Управления в принятии истца на службу следует, что поскольку он ранее был уволен со службы в органах внутренних дел по отрицательным мотивам, возникает необходимость в рассмотрении вопроса о его приеме на службу центральной аттестационной комиссией МВД России, то есть в проведении в отношении Кокорева А.Ю. аттестационных мероприятий, что прямо противоречит Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен прокурор Великого Новгорода для дачи заключения по делу, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСКН России по Новгородской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОМВД России по Окуловскому району.
Истец Кокорев А.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении и в письменном отзыве на возражения ответчика УМВД России по Новгородской области, приобщенном к материалам дела.
Представители третьих лиц УФСКН России по Новгородской области Щепоткин А.В. и ОМВД России по Окуловскому району Павлов В.Н. в судебном заседании сочли исковые требования Кокорева А.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представителя ответчика УМВД России по Новгородской области Филиппова М.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск Кокорева А.Ю. подлежащим удовлетворению в части требования о признании отказа в приеме на службу в органы внутренних дел незаконным, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подп. 6, 7 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 613 (далее - Положение), сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а также в связи с переводом в другой государственный орган.
В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Кокорев А.Ю. проходил службу в УФСКН России по Новгородской области в должности <данные изъяты>
Указом Президента РФ от 05.04.2016 года №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграций» (далее – Указ Президента РФ от 05.04.2016 года №156) постановлено упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу (п.1), передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции и полномочия, а также штатную численность упраздняемых ведомств (п.2).
В силу п. 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 года №156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Проведение организационно-штатных мероприятий должно быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ, что предписано пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ истец был предупрежден о предстоящем увольнении из УФСКН России по Новгородской области в связи с поведением организационно-штатных мероприятий.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ Кокорев А.Ю. подал рапорт об увольнении из УФСКН России по Новгородской области в связи с переводом в другой государственный орган на основании решения, полученного из органа внутренних дел Российской Федерации в письменной форме о приеме на службу в порядке перевода (отношения о переводе).
Приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Кокорев А.Ю. уволен со службы в органах наркоконтроля ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта 7 пункта 142 Положения - в связи с переводом в другой государственный орган.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало Кокореву А.Ю. в приеме на службу в органы внутренних дел по тем основаниям, что ранее он был уволен из органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обстоятельства и характер которого не позволяют УМВД России по Новгородской области ходатайствовать перед Центральной аттестационной комиссией МВД России об отмене принятого решения.
В последующем на основании заявления Кокорева А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ приказом УФСКН России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в приказ УФСКН России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Кокорева А.Ю.: Кокорев А.Ю. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подп. 6 п. 142 Положения – в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, с выплатой в его пользу единовременного пособия в размере 2 окладов денежного содержания, дополнительной компенсации в размере денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, и компенсации за неиспользованный отпуск.
Оспаривая правомерность отказа Управления в приеме на службу в орган внутренних дел в порядке перевода, истец Кокорев А.Ю. сослался на то, что по смыслу подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он подлежал безусловному приему я на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Вместе с тем суд находит указанный довод Кокорева А.Ю. несостоятельным по следующим основаниям.
Вопросы, связанные с увольнением сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением ФСКН России, и принятием их на службу в орган внутренних дел, наряду с вышепоименованным Указом Президента РФ от 05.04.2016 года №156 также урегулированы ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 года №305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», (далее – Федеральный закон №305-ФЗ).
Частью 1 статьи 33 названного Федерального закона установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.33 Федерального закона №305-ФЗ).
Помимо изложенного к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы главы 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ), регламентирующие основания и порядок поступления на службу в органы внутренних дел, а также устанавливающие требования к кандидатам на замещение должностей в указанных органах, в части, не урегулированной Федеральным законом №305-ФЗ.
В частности, согласно ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Таким образом, по смыслу приведенных выше законодательных норм в их взаимосвязи сотрудники упраздняемых органов наркоконтроля, уволенные со службы в связи с переводом в другой государственный орган, подлежат принятию на службу в органы внутренних дел без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора в течение трех месяцев со дня увольнения в случае их соответствия квалификационным требованиям и возможности, в том числе, по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
При этом ни Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года №156, ни Федеральным законом №305-ФЗ на органы внутренних дел не возложена обязанность безусловно принимать на службу сотрудников упраздняемых органов наркоконтроля, уволенных из указанных органов по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 142 Положения, без учета их личных и деловых качеств.
Более того, ч. 5 ст. 33 Федерального закона №305-ФЗ регламентирован порядок изменения основания увольнения со службы сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения. Установленные данной нормой закона социальные гарантии сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел в порядке перевода и не принятых на такую службу, направлены на обеспечение равенства прав указанной категории лиц и лиц, изначально уволенных из органов нарконтроля в связи с упразднением ФСКН России по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 Положения, на получение причитающихся при увольнении со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий денежных выплат и компенсаций.
Данные дополнительные социальные гарантии предусмотрены законодателем с учетом дискретных полномочий Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов на основании оценки личных и деловых качеств кандидатов на замещение соответствующих должностей в органах внутренних дел из числа сотрудников упраздняемых органов наркоконтроля, уволенных со службы в связи с переводом в другой государственный орган, принять решение об отказе в приеме их на службу в органы внутренних дел.
Как видно из материалов дела, основаниям для отказа УМВД России по Новгородской области в приеме истца на службу послужило то обстоятельство, что ранее приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № капитан полиции Кокорев А.Ю., проходивший службу в органах внутренних дел в должности <данные изъяты>, был уволен со службы по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ - в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Непосредственным поводом к увольнению Кокорева А.Ю. из органов внутренних дел послужил установленный в ходе проведения служебной проверки факт употребления истцом в период проведения на территории <адрес> оперативно-профилактического мероприятия «<данные изъяты>» спиртных напитков и последующего нарушения им требований п. 2.7 Правил дорожного движения РФ, выразившегося в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
С учетом характера и тяжести совершенного Кокоревым А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в период службы в ОМВД России по Окуловскому району проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, Управлением был сделан вывод о том, что Кокорев А.Ю. по своим личным качествам не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обязательные для заключения контракта требования к личным качествам соискателя на должность сотрудника органов внутренних дел, наличие которых должно обеспечивать возможность исполнения им в будущем должностных обязанностей, прямо предусмотрены ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, суд находит решение Управления об отказе в приеме истца на службу обоснованным и соответствующим приведенным выше требованиям закона.
При этом положительные характеристики истца в период службы в УФСКН России по Новгородской области сами по себе безусловно не свидетельствуют о том, что Кокорев А.Ю. по своим личным качествам способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, и не влекут признание оспариваемого решения Управления незаконным.
Соответственно, поскольку отказ Управления в приеме Кокарева А.Ю. на службу в органы внутренних дел не носил дискриминационный характер и был обусловлен личными (деловыми) качествами истца, в удовлетворении исковых требований Кокорева А.Ю. надлежит отказать.
Приходя к указанному выводу, суд также учитывает отсутствие письменного согласия УМВД России по Новгородской области принять истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (ч. 4 ст. 64 ТК РФ).
Кроме того, суд отмечает, что с момента изменения основания увольнения Кокорева А.Ю. со службы в органах наркоконтроля с подп. 7 п. 142 на подп. 6 п. 142 Положения (31 августа 2016 года) его дальнейшее поступление на службу в органы внутренних дел возможно только на общих основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кокорева А.Ю. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий К.Б. Шибанов
Мотивированное решение составлено 25 ноября 2016 года