Судья Васильев С.В. дело № 33-1616/ 2018
8 мая 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Шерстенниковой Е.Н. и Маркина В.А.,
при секретаре Карташовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 8 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области на решение Оричевского районного суда Кировской области от 21 февраля 2018 года, которым с администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области в пользу Скоробогатой Елены Михайловны взыскана задолженность по единовременной денежной выплате в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 94 580 рублей, компенсация морального вреда в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Скоробогатая Е.М. обратилась в суд с иском к администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области о взыскании единовременной денежной выплаты и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что 22 ноября 2017 года были прекращены ее полномочия главы Лугоболотного сельского поселения в связи с вступлением в должность вновь избранного главы Лугоболотного сельского поселения. Согласно п. 2.5 ст. 11 Положения о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденного решением Лугоболотной сельской Думы № 64/1 от 18.08.2017, ей положена единовременная денежная выплата в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемая не позднее дня, предшествующего дню прекращения полномочий. Поскольку указанная выплата ответчиком не была произведена, она дважды, 23 ноября 2017 года и 12 января 2018 года, обращалась с заявлением на имя главы администрации Лугоболотного сельского поселения. Однако ответа не получила, денежная выплата не была произведена. Считает, что имеет право на указанную выплату в размере 94 580 рублей и компенсацию морального вреда в размере месячного содержания.
Просила взыскать с ответчика задолженность по единовременной денежной выплате в размере 4-месячного денежного содержания в размере 94 580 рублей, компенсацию морального вреда в размере 23 645 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. В жалобе указано, что согласно ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на получение страховой пенсии имеют мужчины и женщины, достигшие 60 и 55 лет соответственно, ст. 32 Закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение пенсии отдельным категориям граждан. Законодательством Кировской области, Положением о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденного решением Лугоболотной сельской Думы № 64/1 от 18.08.2017, предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 4-х месячного денежного содержания лицам, замещавшим муниципальные должности и в этот период достигшим пенсионного возраста. Истец родилась <дата>, в связи с чем общего пенсионного возраста по нормам для всех граждан она достигла <дата>.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и в суде апелляционной инстанции Скоробогатая Е.М. просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Представители администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области и Лугоболотной сельской Думы Оричевского района Кировской области в суд апелляционной инстанции не явились.
Заслушав объяснения Скоробогатой Е.М., изучив материалы дела, исследовав новые доказательства – заявление Скоробогатой Е.М. от 23.11.2017 о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО, ответ администрации Лугоболотного сельского поселения от 14.12.2007 № 640 о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии Скоробогатой Е.М., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что Скоробогатая Е.М. 23 октября 2012 года была избрана главой администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области.
22 ноября 2017 года полномочия Скоробогатой Е.М. в качестве главы администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы сельского поселения.
Таким образом, истец занимала муниципальную должность (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен вышеуказанным Законом, согласно абзацу первому части 5.1 статьи 40 которого гарантии осуществления полномочий, в том числе, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 № 446-ФЗ введен в действие абзац второй части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которому в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Законом Кировской области от 5 мая 2016 года № 652-ЗО введена в действие часть 3 статьи 2 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО «О гарантиях осуществленияполномочийдепутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».
Данной нормой предусмотрено, что уставами муниципальных образований для лиц, замещавших муниципальные должности и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (в частности, единовременная денежная выплата в размере, установленном муниципальным правовым актом, но не более четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая не позднее дня, предшествующего дню прекращения полномочий). Такие гарантии не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10.1, частью 10 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Лугоболотной сельской Думы Оричевского района Кировской области от 18 августа 2017 года № 64/1 утверждено Положение о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, пунктом 2.5 статьи 11 которого предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно, гарантируется единовременная денежная выплата в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемая не позднее дня, предшествующего дню прекращения полномочий. Такая гарантия не применяется в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 21, 3, 6 - 9 части 6, частью 61 статьи 36, частью 71, пунктами 5-8 части 10, частью 101 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, органом местного самоуправления принят соответствующий федеральному закону и закону субъекта РФ муниципальный акт, предусматривающий дополнительные и иные гарантии, связанные с фактом прекращения полномочий лиц, замещавших муниципальные должности.
Данный муниципальный акт, как вышеприведенные федеральный и региональный законы, устанавливает критерии, которым должны соответствовать указанные лица для получения предусмотренных гарантий, в том числе, единовременной денежной выплаты.
Как, указывает ответчик, условием данной выплаты является достижение в период занятия муниципальной должности пенсионного возраста, для женщин – 55 лет.
Из дела видно, что к моменту прекращения полномочий Скоробогатая Е.М. возраста 55 лет не достигла. При этом в период исполнения полномочий, с 17 октября 2016 года, ей была назначена пенсия по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», <данные изъяты>
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции посчитал, что поскольку в период замещения муниципальной должности истцу была назначена указанная пенсия, то она имеет право на единовременную денежную выплату, а пенсионным возрастом для нее является не 55 лет, а, как предусмотрено вышеприведенной нормой - 50 лет.
Такой вывод районного суда основан на ошибочном толковании и применении материального закона.
Следуя логике суда, вышеуказанный критерий (достижение пенсионного возраста) не является одинаковым для всех лиц, претендующих на получение гарантий, связанных с прекращением полномочий, то есть указанная выплата может быть произведена лицам, которые к моменту прекращения полномочий достигли возраста 55 лет, а также лицам любого возраста до 55 лет.
Между тем, муниципальный акт такого положения не содержит и должен предусматривать критерии предоставления указанных гарантий, которые являются общими для всех.
В соответствии с ч. 2 ст. 53Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Как видно из дела, министерством финансов Кировской области отказано в увеличении норматива формирования расходов на содержание Лугоболотного сельского поселения на 94580 рублей для выплаты Скоробогатой Е.М. четырехмесячного денежного содержания, по тем основаниям, что не выполняется предусмотренное Законом Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО «О гарантиях осуществленияполномочийдепутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» условие выплаты, а именно, истец в период замещения муниципальной должности не достигла пенсионного возраста.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств (Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231-О).
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.11.2009 № 1365-О-О, следует, что вышеуказанное законоположение обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения.
В силу ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" граждане приобретают право на досрочное назначение пенсии, как связанное с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными, что, однако, не изменят общеустановленный в ст. 8 Закона возраст выхода на пенсию, начиная с которого выплата пенсии может производиться досрочно, как в данном случае.
При этом положения приведенной нормы, устанавливая для работников, имеющих, в частности, <данные изъяты>, определенные льготы в пенсионной сфере, не регулируют вопросы, связанные с прекращением полномочий этих лиц, замещавших муниципальные должности.
Как следует из материалов дела, досрочная пенсия по старости по указанному выше основанию была назначена истцу в период замещения ею муниципальной должности в возрасте 53 лет.
Однако Положение о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденное решением Лугоболотной сельской Думы Оричевского района Кировской области от 18 августа 2017 года № 64/1, не содержит прямого указания на то, что единовременная денежная выплата в размере четырехмесячного денежного содержания подлежит выплате лицам, достигшим в период замещения муниципальной должности указанного возраста, т.е. которым пенсия назначена ранее возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, имеется действующий муниципальный акт, вышеуказанного содержания, изданный органом, уполномоченным на принятие решений в сфере установления за счет средств местного бюджета гарантий, связанных с прекращением полномочий лиц, замещавших муниципальные должности, который не оспорен, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для взыскания единовременной денежной выплаты в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной пунктом 2.5 статьи 11 указанного Положения. Поскольку не установлено нарушение прав истца, оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда не имеется.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Оричевского районного суда Кировской области от 21 февраля 2018 года следует отменить и принять по делу новое решение, которым в иске Скоробогатой Е.М. к администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области о взыскании единовременной денежной выплаты в размере 94 580 рублей, компенсации морального вреда отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 94 580 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: