г. Звенигово 04 мая 2016 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием от административного истца по доверенности № от <дата> Семеновой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к Черняку А. Б. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее ГУ УПФР в <адрес>, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Черняку А.Б. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с <дата> в сумме <.....> на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере <.....> пени, начисленных на задолженность по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии за период с <дата> в сумме <.....> пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с <дата> в сумме <.....>
В обоснование заявленных требований указано, что страхователь Черняк А.Б. несвоевременно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за периоды с <дата>, определяемые исходя из стоимости страхового года за этот период, в связи с чем были начислены пени. Для добровольной уплаты страховых взносов и пени ответчику направлялось требование, однако указанная задолженность в срок погашена не была. С <дата> Черняк А.Б. прекратил статус индивидуального предпринимателя.
Представитель административного истца Семенова С.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, приводила доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Ответчик Черняк А.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) суд приходит к следующему.
Обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать установленные страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, закреплена в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьями 5, 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в том случае, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Таким образом, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
По делу установлено, что Черняк А.Б. в период со <дата> являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в территориальном органе ПФР как страхователь в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата> деятельность Черняка А.Б. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена <дата>.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются индивидуальными предпринимателями не позднее 31 декабря текущего календарного года (статья 16 Федерального закона N 212-ФЗ). В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку статус индивидуального предпринимателя Черняк А.Б. утратил <дата>, то до указанной даты ответчик должен был уплачивать страховые взносы, в том числе в ФФОМС и на обязательное пенсионное страхование.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Направленное <дата> в адрес ответчика требование № об уплате в срок до <дата> недоимки за <дата> по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, в том числе на страховую часть трудовой пенсии <.....> на обязательное медицинское страхование <.....> пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за период с <дата> на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <.....> и пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с <дата> в сумме <.....> Черняк А.Б. не исполнил. Доказательств исполнения требования административным ответчиком суду не предоставлено.
Представленный административным истцом расчет пени судом проверен, признается правильным.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административным истцом соблюдены сроки и порядок взыскания задолженности пеней на недоимку по страховым взносам, сроки обращения в суд.
Таким образом, требование административного истца подлежит удовлетворению.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Черняка А. Б., проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по уплате:
- страховых взносов за период с <дата> на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <.....>. в Пенсионный Фонд РФ; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <.....>
- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за период с <дата> на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <.....> страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <.....>
Взыскать с Черняка А. Б. в доход бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину в размере <.....>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2016 года