Дело <номер изъят>а-1554/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Дербентского городского суда РД - Галимов М.И., при ведении протокола судебного заседания Нуралиевой Э.М., с участием представителя административного истца пом. прокурора <адрес изъят> Алирзаева М.Д., представителей административных ответчиков Администрации ГО «<адрес изъят>» - Асадовой М.Э., и.о. заведующей МБДОУ «Детский сад <номер изъят>» - Сафаровой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес изъят> Казиахмедова С.Ш. к администрации городского округа «<адрес изъят>» и МБДОУ «Детский сад <номер изъят>» о признании незаконным бездействия Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад <номер изъят>» и администрации городского округа «<адрес изъят>» и обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес изъят> Казиахмедов С.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ГО «<адрес изъят>» и МБДОУ «Детский сад <номер изъят>» о признании незаконным бездействия Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад <номер изъят>» и администрации городского округа «<адрес изъят>» и обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с информацией ОМВД России по <адрес изъят> о результатах обследования зданий и территорий общеобразовательных и дошкольных учреждений ГО «<адрес изъят>», прокуратурой <адрес изъят> проведена проверка, в ходе которой установлено, что в Муниципальном Бюджетной Дошкольном Образовательном Учреждении «Детский сад <номер изъят>» (далее - Детский сад <номер изъят>) не соблюдаются требования, предъявляемые к антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В частности, в дневное время детский сад никем не охраняется, тем самым не обеспечивается контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Между тем, в соответствии с п.2 ч.б ст.28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов
противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п.17 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации
ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п. 18 названного Постановления Правительства РФ, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.
Выявленные в Детском садике <номер изъят> нарушения способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми и не могут оставаться без соответствующего реагирования.
В целях устранения указных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Детского сада <номер изъят> было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес изъят>», являющейся учредителем данной образовательной организации.
В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в адрес и.о. главы городского округа «<адрес изъят>».
Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически им также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований антитеррористической защищенности на объекте (Детский сад <номер изъят>) продолжают иметь место.
Между тем, что в соответствии со ст.5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-Ф3 «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обязаны обеспечить выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Вышеуказанные нарушения требований антитеррористической защищенности объекта - Детский сад <номер изъят> угрожают жизни и здоровью не только воспитанников, служебного персонала, но и неопределенному кругу лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.
Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований антитеррористической защищенности, единообразном применении правил и нормативов в указанной области.
В судебном заседании представитель административного истца Алирзаев М.Д. поддержал исковые требования в полном объеме, удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и признать незаконным бездействие Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного учреждения «Детский сад <номер изъят>» администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности Детского сада <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят> в <адрес изъят>; признать бездействие администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности Детского сада <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят> в <адрес изъят>; обязать Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад <номер изъят>» администрации городского округа «<адрес изъят>» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект в дневное время; обязать администрацию городского округа «<адрес изъят>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму на объекте - Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад <номер изъят>», расположенном по <адрес изъят> в <адрес изъят>
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации ГО «<адрес изъят>» - Асадова М.Э. административные исковые требования не признала, хотя доводы истца не отрицала, пояснив при этом, что по состоянию на 2018 год на цели обеспечения антитеррористической защиты МБДОУ «Детский сад <номер изъят>», финансовые средства не выделялись, что в настоящее время ведется работа по составлению расчетов на сумму средств, необходимых для физической защиты и обеспечения пропускного режима объектов антитеррористической защищенности, в связи с чем, на очередной финансовый год указанный вопрос будет рассмотрен. Поскольку на 2018 год бюджет сформирован решение суда не представится возможным исполнить.
Представитель административного ответчика и.о. заведующей МБДОУ «Детский сад <номер изъят>» - Сафарова И.Г. административные исковые требования признала, пояснив, что заведующей проводилась работа по составлению расчетов на устранении имеющихся нарушений, и представлены Администрации ГО «<адрес изъят>» на чьем балансе находится МБДОУ, однако из-за отсутствия средств в муниципальном бюджете не были выделены средства и проводится работа по заложению данных расходов на сумму бюджета предстоящего года. В саду осуществляется дневное дежурство административного персонала, а ночное дежурство ведется сторожами детского сада.
Проверив и исследовав материалы дела, письменные доказательства, выслушав доводы представителей административных ответчиков, суд считает административные исковые требования прокурора <адрес изъят> подлежащими удовлетворению.
Так в соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а Также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Так, в рамках проверки, о результатах обследования зданий и территорий общеобразовательных и дошкольных учреждений ГО «<адрес изъят>», прокуратурой <адрес изъят> проведена проверка, в ходе которой установлено, что в Муниципальном Бюджетной Дошкольном Образовательном Учреждении «Детский сад <номер изъят>» не соблюдаются требования, предъявляемые к антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В частности, в дневное время детский сад никем не охраняется, тем самым не обеспечивается контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Между тем, в соответствии с п.2 ч.б ст.28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п.17 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации
ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п. 18 названного Постановления Правительства РФ, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.
Выявленные в Детском садике <номер изъят> нарушения способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В целях устранения указных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Детского сада <номер изъят> было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес изъят>», являющейся учредителем данной образовательной организации.
Как видно из материалов дела, с целью устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в адрес и.о. главы городского округа «<адрес изъят>».
Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически им также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований антитеррористической защищенности на объекте (Детский сад <номер изъят>) продолжают иметь место.
Согласно п.7.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных - организаций, но и органов местного самоуправления.
Между тем, что в соответствии со ст.5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-Ф3 «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обязаны обеспечить выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.
В связи с чем, суд также приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения требований антитеррористической защищенности объекта - Детский сад <номер изъят> угрожают жизни и здоровью не только воспитанников, служебного персонала, но и неопределенному кругу лиц, устранение которых должно быть возложено как на учебное заведение, так и на администрацию городского округа, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учебного учреждения, а отсутствие финансирования на указанные цели не может служить основанием, для освобождения административных ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно положениям 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В нарушение указанных норм законодательства представителем административного ответчика не представлено в судебное заседание доказательств в опровержение заявленных административным истцом доводов.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора <адрес изъят> Казиахмедова С.Ш. к Администрации городского округа «<адрес изъят>» и МБДОУ «Детский сад <номер изъят>» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного учреждения «Детский сад <номер изъят>» администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности Детского сада <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят> в <адрес изъят>.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа «<адрес изъят>», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности Детского сада <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят> в <адрес изъят>.
Обязать Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад <номер изъят>» администрации городского округа «<адрес изъят>» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект в дневное время.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес изъят>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму на объекте - Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад <номер изъят>», расположенном по <адрес изъят> в <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия.
Решение составлено в совещательной комнате.
Судья Галимов М.И.