№ 2а-1349/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Шексна 17 ноября 2016 года
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Чендраковой Т.Н.,
при секретаре Львовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску администрации сельского поселения Угольское о признании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Шекснинскому району ФИО5 о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Чегодин В.А., представитель администрации сельского поселения Угольское Шекснинского муниципального района по доверенности, направил в суд административное исковое заявление, просит признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шекснинскому району ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в сумме <данные изъяты> руб. незаконным. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № об обязании сельского поселения Фоминское в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение <данные изъяты> суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ. Данное муниципальное образование было реорганизовано в 2015 году, административный ответчик о наличии неисполненного решения осведомлен не был, поэтому денежные средства на цели восстановления водоснабжения в бюджете вновь образованного поселения не предусмотрел. Несмотря на эти обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГ пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в указанной сумме.
В судебном заседании Чегодин В.А., а также глава сельского поселения Угольское Попов Г.И. административный иск поддержали.
Попов Г.И. дополнил, что в октябре 2015 года деятельность сельского поселения Фоминское прекращена путем присоединения к сельскому поселению Угольское. При передаче ДД.ММ.ГГГГ прав и обязанностей, в том числе всей документации Фоминского поселения, сведений о неисполненных обязательствах ликвидированного поселения по решению <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ представлено не было. О наличии возбужденного исполнительного производства стало известно лишь в июле 2016 года, а ДД.ММ.ГГГГ получено требование судебного пристава-исполнителя ФИО5 о необходимости выполнить в полном объеме работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Частично требования были исполнены, о чем пристав-исполнитель уведомлен ДД.ММ.ГГГГ. От исполнения решения администрация не уклонялась, исполнение решения в полном объеме в настоящее время невозможно из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения на эти цели. Чегодин В.А. уточнил, что уплата исполнительного сбора, наложенная на ликвидированную администрацию сельского поселения Фоминское, сельским поселением Угольское невозможна. Оба представителя полагают применение меры ответственности в виде исполнительского сбора необоснованным, просят признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.
Судебный пристав-исполнитель ФИО5 с доводами административного истца согласилась, пояснив, что поскольку требование об исполнении решения от ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено в установленный срок, ею принято решение о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб. Сведений о ликвидации администрации сельского поселения Фоминское у нее не имелось, поэтому исполнительский сбор был наложен именно на администрацию сельского поселения Фоминское.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, привлеченный к участию в деле в качестве административного ответчика и надлежаще уведомленный о рассмотрении дела, в суд не прибыл, письменного отзыва на иск не представил.
Суд, выслушав представителей административного истца, судебного пристава-исполнителя, принявшего оспариваемое решение, изучив материалы дела, считает, административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовыми нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» определены условия и порядок, а также принципы принудительного исполнения судебных актов.
Требования ст. 52 данного закона возлагают на судебного пристава-исполнителя обязанность произвести замену стороны в исполнительном производстве ее правопреемником в случае ее выбытия.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 112 закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Правовая позиция, изложенная в п. 77 и 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», определяет, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию сельского поселения Фоминское возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ряд работ по обустройству колодцев и мест их расположения на территории поселения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Шекснинскому району ФИО5 возбуждено исполнительное производство № в отношении указанного поселения.
ДД.ММ.ГГГГ глава поселения Угольское Попов Г.И., вызваный в отдел для дачи объяснений в порядке ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», довел до сведения ФИО5 информацию о реорганизации муниципальных образований, об отсутствии денежных средств бюджете поселения на цели обустройства колодцев, расположенных в границах ранее существовавшего сельского поселения Фоминское, и подготовке документов в суд для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании с сельского поселения Фоминское исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. в связи с неисполнением указанного решения.
Письменное требование пристава-исполнителя о необходимости выполнить все требуемые работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ вручено Попову Г.И. ДД.ММ.ГГГГ.
Представленными документами, а также объяснениями участников процесса подтверждено, что деятельность сельского поселения Фоминское прекращена путем реорганизации в форме присоединения к сельскому поселению Угольское на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, информация о чем дважды опубликована в Вестнике государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, о наличии неисполненного решения администрации вновь образованного поселения известно не было, денежные средства на обустройство колодцев в бюджет сельского поселения Угольское из бюджета сельского поселения Фоминское переданы не были, дополнительное финансирование на указанные цели не осуществлялось.
Несмотря на то, что информация о прекращении деятельности сельского поселения Фоминское официально дважды опубликована в Вестнике государственной регистрации, а также доведена до сведения ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ в ходе дачи Поповым Г.И. письменных объяснений, замена должника по инициативе судебного пристава-исполнителя не произведена, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации ликвидированного поселения исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> судом предоставлена отсрочка исполнения данного решения сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в производстве суда находится заявление администрации сельского поселения Угольское о замене должника в исполнительном производстве № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку замена должника в соответствии с правилами ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем не произведена, требование об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ вручено главе сельского поселения Угольское ДД.ММ.ГГГГ, установленный для выполнения ремонтных работ срок явно нереален, принятие ФИО5 решения о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ преждевременно.
Учитывая данные факты, а также то, что администрация сельского поселения Угольское является органом местного самоуправления, относящимся к бюджетной системе Российской Федерации, и обязана использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением должником правонарушением в процессе исполнительного производства, а таковых нарушений и фактов уклонения от исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ со стороны администрации сельского поселения Угольское, правопреемника администрации сельского поселения Фоминское, не установлено, постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-178, 277 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск администрации сельского поселения Угольское УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шекснинскому району ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с сельского поселения Фоминское исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб. незаконным.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суд путем подачи апелляционной жалобы через Шекснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Н.Чендракова