Судья: Фомина И.А. Гр. дело № 33-717/2018(33-16897/2017)
А П Е Л Л Я Ц И О Н НО Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 января 2018 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Лазарева Н.А.,
судей – Маркина А.В., Клюева С.Б.
при секретаре – Майдановой М.К.
с участием прокурора – Валюткиной С.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 октября 2017 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц к МП г.о.Самара «Благоустройство», Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара, Администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать МП г.о. Самара «Благоустройство», Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, Администрацию г.о. Самары устранить повреждения дорожного покрытия и привести его в соответствие с требованиями п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части:
<адрес> (напротив дома № устранить выбоину глубиной – 6.5 см, шириной – 80 см, длиной – 112 см, напротив дома № устранить просадку глубиной – 11 см, шириной – 300 см, длиной – 300 см, напротив дома № устранить выбоину глубиной – 14 см, шириной – 120 см, длиной – 70 см);
<адрес> (напротив домов №, № устранить выбоины и просадки глубиной – от 7,5 см до 9,5см, шириной – от 80 см до 270 см, длиной – от 40 см до 220 см);
переулка Водителей (напротив дома № устранить выбоины глубиной - от 6.5 см, до 9 см, шириной – от 76 см до 190 см, длиной – от 92 см до 313 см)».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., доводы в поддержание жалобы представителя администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара – Дубовицкой Е.И., заключение прокурора Валюткиной С.Ш., полагавшей решение суда оставить без изменений, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г. Самары, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МП г.о.Самара «Благоустройство», Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара, Администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения при содержании эксплуатационного состояния дорог, расположенных в Железнодорожном районе г.Самары, на проезжей части улиц <адрес> (на проезжей части улиц <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес>), <адрес> на которых обнаружены многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин, что не соответствует "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
По результатам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Главы администрации г.о.Самара, МП г.о.Самара «Благоустройство» внесены представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения однако, требования прокуратуры оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать МП г.о.Самара «Благоустройство», Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, Администрацию г.о. Самары устранить нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, выявленные повреждения дорожного покрытия и привести его в соответствие с требованиями п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части: <адрес> (напротив <адрес> устранить выбоину глубиной – 6.5 см., шириной – 80 см., длиной – 112 см., напротив <адрес> просадку глубиной – 11см., шириной – 300 см., длиной – 300 см., напротив <адрес> выбоину глубиной – 14 см., шириной – 120 см., длиной – 70 см); <адрес> (напротив <адрес> устранить просадку глубиной – 8 см., шириной – 250 см., длиной – 220 см., напротив <адрес> выбоину глубиной – 9.5 см., шириной – 98 см., длиной – 46 см); <адрес> (напротив домов №№ № устранить выбоины и просадки глубиной – от 7,5 см до 9,5см., шириной – от 80 см до 270 см., длиной – от 40 см до 220см); <адрес> (напротив дома № устранить выбоины глубиной - от 6.5 см до 9 см., шириной – от 76 см до 190 см., длиной – от 92 см до 313 см).
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения по <адрес> напротив домов № в связи с отказом от иска по причине добровольного исполнения требований прокурора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, в частности ответчик полагает что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара и обеспечение безопасности дорожного движения в компетенцию Администрации г.о. Самара не входит, в связи с чем, Администрация г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком. Также ссылается на то, что в резолютивной части решения, не указано в какой доле, каждый из ответчиков, доложен исполнять решение суда.
В судебном заседании представитель администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара – Дубовицкая Е.И., поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям. Просила решение суда отменить.
Прокурор – Валюткина С.Ш. возражала по доводам жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» все требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В силу п. п. 3.1.1, 3.1.2 названного ГОСТа, покрытие проезжей части дороги не должно иметь присадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью и предельные размеры отдельных присадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, организованной прокуратурой Железнодорожного района г. Самары с привлечением специалистов ГИБДД У МВД Росси по г. Самара, установлено, что состояние проезжей части улиц Дзержинского (от <адрес> до <адрес> (от <адрес>), <адрес> не соответствует. п. 3.1.2, 3.1.3 ГОСТ 50597-93,поскольку имеет многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин, а именно по <адрес> напротив дома № имеется выбоина глубиной – 6,5 см, шириной – 80 см, длиной – 112 см, напротив дома № просадка глубиной – 11см, шириной – 300 см, длиной – 300 см, напротив дома № выбоина глубиной – 14 см, шириной – 120 см, длиной – 70 см.; по <адрес> напротив домов № Б, № выбоины и просадки глубиной от 7,5 см до 9,5см, шириной – от 80 см до 270 см, длиной – от 40 см до 220 см.; на проезжей части пер. Водителей напротив <адрес> имеются выбоины глубиной - от 6.5 см до 9 см., шириной – от 76 см до 190 см., длинной – от 92 см до 313 см.
Выявленные нарушения подтверждаются актом выявленных недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116).
Согласно п.п. 99,156 приложения к Постановлению Администрации городского округа Самара от 22 сентября 2014 г. N 1441 «Перечень автомобильных дорог местного значения г.о.Самара» проезжая часть улиц <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес>), <адрес> включен в перечень автомобильных дорог местного значения г.о. Самара, т.е. находится в муниципальной собственности.
По результатам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Главы администрации г.о. Самары и в адрес МП г.о. Самара «Благоустройство» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего иска устранены только выявленные прокуратурой нарушения на <адрес> напротив домов № и № Между тем, на проезжей части улиц <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес>), <адрес> ответчиками не устранены многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин. Данные обстоятельства ответчиками не опровергнуты. Таким образом, до настоящего времени требования прокуратуры не удовлетворены в полном объеме.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 статьи 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.
Исходя из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность включает в себя проведение работ по содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги местного значения понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), финансирование которых в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с Уставом г.о. Самара к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара. К вопросам местного значения г.о. Самара относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ст. 7 Устава).
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области (п. 1 ст. 25 Устава г.о. Самара).
В соответствии с п. 1.1 Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681 Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии.
Согласно п. 2.12 Положения одной из основных задач Департамента является обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
Пунктом 3.12. Положения установлено, что Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства (за исключением установки, ремонта и содержания парковочного оборудования и технических средств организации дорожного движения на парковках (парковочных местах), используемых в том числе на платной основе), проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
В соответствии с п. 2.4. Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Самара, утвержденного Постановлением администрации г.о. Самара от 28.01.2010 № 68, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляются на основании заключаемых в установленном порядке муниципальных контрактов с подрядными организациями.
Из материалов дела следует, что между Департаментом благоустройства и экологии администрации г.о. Самара (заказчик) и МП «Благоустройство» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и их элементов обустройства на территории г.о. Самара. Согласно перечню автомобильных дорог местного значения и пешеходных зон г.о. Самара, являющимся приложением к Контракту, спорные участки автомобильной дороги для содержания и ремонта закреплены за МП г.о. Самара «Благоустройство». Срок действия контракта с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.6.6 Контракта подрядчик несет ответственность перед третьими лицами за ненадлежащие исполнение обязательств по исполнению контракта.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь требованиями законодательства, судом верно установлено, что спорные участки дороги относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанными содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения являются Администрация г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара как отраслевой (функциональный ) орган Администрации г.о. Самары и МП «Благоустройство» как подрядчик с кем заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и их элементов обустройства на территории г.о. Самара.
Между тем, судом установлено, что МП г.о. Самара «Благоустройство», Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Администрацией г.о. Самара допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Выявленные нарушения создают условия для возникновения дорожно – транспортных происшествий, существенно снижают уровень безопасности дорожного движения на данном участке дороги.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения), при этом они создают предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий и существенно снижает уровень безопасности дорожного движения на данном участке улично-дорожной сети, суд верно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
Действующим законодательством бремя содержания имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, возлагается на собственника.. Однако, являясь собственником дороги Администрация г.о. Самара, не приняла мер к устранению дефекта дорожного покрытия в виде выбоин на спорной участке автомобильной дороги являющейся муниципальной собственностью. Следовательно, обязанность организовать надлежащие состояние муниципальной автомобильной дороги в г. Самаре по в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 подлежит возложению также на администрацию города Самары
Передача Администрацией г.о. Самары полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и их элементов обустройства на территории г.о. Самара Департаменту городского хозяйства и экологии г.о.Самара, а от него специально созданному предприятию МП г.о. Самара «Благоустройство» не освобождает Администрацию г.о. Тольятти как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 210 ГК РФ, в том числе, по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.
Также судебной коллегией, не может быть принят во внимание довод о несоответствии резолютивной части решения ч. 2 ст. 207 ГПК РФ. В данном случае решение суда является решением о возложении обязанности на ответчиков произвести необходимые мероприятия в соответствии с процедурой предусмотренной законом, в связи с чем, отсутствует необходимость определять данную обязанность в долях. Резолютивная часть решения соответствует ст. 207 ГПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администарции г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: