Дело № 2а-7025/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2016 года г. Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фазилова Ф.К.,
при секретаре Сапиной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что административный ответчик ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, и в соответствии с действующим законодательством обязана была своевременно уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в виде фиксированного платежа. В настоящее время ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, уплату задолженности по соответствующим страховым взносам не произвела, в связи с чем, на сумму образовавшейся задолженности ей были начислены пени с ... по .... Для добровольной уплаты пени административному ответчику направлено требование, однако до настоящего времени задолженность не погашена. В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени на пенсионное и медицинское страхование в размере 1 245 рублей 66 копеек, из которых: пени на страховую часть трудовой пенсии за 2010-2012 годы – 868 рублей 84 копейки, пени на накопительную часть трудовой пенсии за 2010-2012 годы – 121 рубль 48 копеек, пени на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 155 рублей 31 копейка, пени на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 100 рублей 03 копейки. Кроме того, представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой. Суд счел возможным рассмотреть данное дело без его участия.
Административный ответчик ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом судебной повесткой. Суд счел возможным рассмотреть данное дело без ее участия.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени ..., тогда как срок обращения в суд с административным исковым заявлением истек .... Представителем административного истца подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления, при этом указано, что административным истцом направлено в адрес административного ответчика копия административного искового заявления. В связи с непоступлением уведомления о вручении административному ответчику копии административного искового заявления и приложенных к нему документов в Управление пенсионного фонда, процессуальный срок на подачу настоящего административного иска был пропущен, тогда как приложение данного уведомления к административному иску является обязательным требованием действующего законодательства.
Таким образом, суд признает причину пропуска процессуального срока уважительной, и полагает необходимым восстановить административному истцу Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) процессуальный срок на подачу вышеуказанного административного искового заявления.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ... № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 вышеуказанного Закона, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Закона, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 указанной статьи, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу части 1.2 статьи 14 Федерального закона от ... № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 вышеуказанного Закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 2 статьи 12 указанного Закона утверждены тарифы страховых взносов для всех плательщиков страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процентов.
Статьей 16 вышеуказанного Закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от ... № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», для индивидуального предпринимателя календарный месяц начала деятельности признается месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 4.1 статьи 14 указанного Закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Согласно части 1 статьи 21 вышеуказанного Закона, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу статьи 22 Федерального закона от ... № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по установленной форме. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов.
Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Как следует из положений пункта 2 статьи 18 указанного Закона, случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 25 вышеуказанного Закона, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что ФИО1 ... года рождения, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ... по ..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Как индивидуальный предприниматель, ФИО1, по правилам статьи 5 Федерального закона от ... № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», являлась страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако в связи с неисполнением ею обязательств по уплате страховых взносов, Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) произведено начисление пеней, которые подлежат взысканию с административного ответчика в сумме 1 245 рублей 66 копеек.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть, не регистрирующий орган, а сам заявитель решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению.
Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий свою деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя фактически она не осуществлял предпринимательскую деятельность, и имели место обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ей своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для освобождения административного ответчика от уплаты пени по страховым взносам.
Требование ... от ... об уплате в срок до ... пеней направлялось ФИО1 заказным письмом ..., что подтверждено списком внутренних почтовых отправлений, копия которого приобщена к материалам административного дела.
Однако в добровольном порядке в установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Следовательно, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления удовлетворить.
Восстановить Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) процессуальный срок на подачу административного искового заявления к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Административное исковое заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 проживающей по адресу: ..., им. ФИО3 ул., 9, 69 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 1 245 рублей 66 копеек, из которых на обязательное пенсионное страхование:
- пени на страховую часть трудовой пенсии за 2010-2012 годы – 868 рублей 84 копейки,
- пени на накопительную часть трудовой пенсии за 2010-2012 годы – 121 рубль 48 копеек,
- пени на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 155 рублей 31 копейка,
- пени на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 100 рублей 03 копейки.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) пени, начисленные, начиная с ... по день фактической уплаты вышеуказанной задолженности по страховым взносам, по процентной ставке равной одной трехсотой от соответствующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в период начисления пени.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: «подпись».
Копия верна.
Судья: Фазилов Ф.К.
Решение суда вступило в законную силу «___» _________ 2016 года.
Судья: Фазилов Ф.К.
Секретарь: