№ 3а-201/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего: Михеевой С.Н.
при секретаре: Шляхта О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2017 года
административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой <данные изъяты> к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецова <данные изъяты>. обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка:
с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации столовой, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей.
с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание гаража, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является арендатором указанных земельных участков. Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.08.2014 составляет 6 944 775,03 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.08.2014 составляет 1 298 119,11 рублей Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей, соответственно. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п. 3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно выше их рыночной стоимости, в связи с чем, нарушает его права, поскольку расчет величины арендных платежей производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца, Кокин <данные изъяты> действующий на основании доверенности от 07.12.2016, представивший диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.
Представитель КУМИ администрации г. Прокопьевска в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 247 ч. 4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, Кузнецова <данные изъяты> является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации столовой, расположенного по адресу: <адрес>
№ площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание гаража, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-22).
Согласно кадастровым справкам от 07.12.2016 датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является 01.08.2014, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляют 6 944 775,03 рублей, 1 298 119,11 рублей, соответственно (л.д.23-24).
Согласно кадастровым делам, предоставленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 26.10.2012, 01.02.2013 (л.д. 113-188). Очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены на основании решения КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01.08.2014. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015.
Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ФИО8. № № от <адрес>. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации столовой, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей;
№, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание гаража, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 31-69).
В отношении данного отчета НП СРО ассоциацией «<данные изъяты>» представлено экспертное заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № КС 78/03-2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки являются обоснованными и достоверными, (л.д.70-91).
Оценивая в совокупности, полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, очередные результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 26.10.2012 и 01.02.2013, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки, кадастровыми делами и кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельных участков на дату оценки, оценщиком дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО №1,2,3,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение, не доверять которому у суда нет оснований.
В своей совокупности представленные стороной истца доказательства не противоречат друг другу, подтверждают доводы, изложенные в исковом заявлении.
При этом, административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, уплачивающего арендные платежи, исчисляемые исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах требования Кузнецовой <данные изъяты>. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.08. 2014;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.08. 2014.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. ░ ░░░ ░░░░░░░ 27.12.2016.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.02.2017