Дело № 2-6721\2017
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2017 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Завьяловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Е. А. к Управлению МВД России по г.Екатеринбургу о восстановлении на учете,
УСТАНОВИЛ:
Степанов Е.А. обратился в суд с иском к УМВД России по г.Екатеринбургу о восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет.
В обоснование заявленного иска указано на то, что Степанов Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с <данные изъяты>. В <данные изъяты> истец обратился с рапортом на имя начальника <данные изъяты> РУВД г.Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с приложением соответствующих документов. С указанного времени истец, с учетом членов своей семьи Степановой Т.А. и Степановой Д.Е., состояли на учете, ежегодно представляя необходимые документы в подтверждение наличия права состоять на учете. При этом ответчик, как и УВД района никакие требования, в том числе о предоставлении дополнительных документов, не предъявляли, более того, неоднократно подтверждали тот факт, что Степанов Е.А. в порядке, предусмотренном законом был поставлен на учет и состоял на нем в связи с необеспеченностью жилым помещением. В то же время, в <данные изъяты> истец узнал о том, что в списках он не значится, какие-либо решения о снятии с учета истец не получал. Данные действия, по мнению истца, являются незаконными, нарушающими право на получение жилого помещения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Степанов Е.А. и его представитель на иске настаивали.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица ГУ МВД России по <данные изъяты> области просили в удовлетворении иска отказать, так как при принятии оспариваемых решений отсутствовали первичные документы, необходимые для принятия на учет. У суда отсутствуют объективные, достоверные и достаточные доказательства наличия у истцов права состоять на учете и принятия их на данный учет в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель Администрации г.Екатеринбурга указала на отсутствие правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.
В судебное заседание не явилась третье лицо Степанова Т.А., действующая также в интересах несовершеннолетней Степановой Д.Е., а также представитель Администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, о проведении слушания дела извещены надлежащим образом и своевременно. С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить иск при установленной явке.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства, по итогам их исследования и совокупной оценки, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдением и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищного строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от 03.11.2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно представленным суду документам, Степанов Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с <данные изъяты>
Как указал представитель ответчика, в связи с объединением районных отделов МВД России по г.Екатеринбургу, все списки нуждающихся были переданы в УМВД России по г.Екатеринбургу. При этом, первичные документы, как и рапорт о постановке на учет, у ответчика отсутствовал.
Ответчик, не оспаривая факт нуждаемости истца, в то же время, указывает на отсутствие оснований состоять на учете.
Ранее истец и члены его семьи занимали жилое помещение специализированного жилого фонда (служебное жилое помещение), однако решением <данные изъяты> районного суда г.Екатеринбурга от <данные изъяты> истец, Степанова Т.А. и Степанова Д.Е. были выселены из квартиры <адрес> по основаниям п. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая настоящий иск, суд исходит из совокупности представленных суду доказательств, подтверждающих право истца состоять на учете.
Так, согласно Спискам участковых уполномоченных <данные изъяты> РУВД г.Екатеринбурга, состоящих в очереди на получение жилья по состоянию на <данные изъяты> Степанов Е.А. состоял на учете.
При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что данные списки были оформлены только в связи с последующим предоставлением Администрацией г.Екатеринбурга служебного жилого помещения истцу, так как данный довод никакими доказательствами не подтвержден, более того, Списки не содержат указание на их оформление именно в связи с предоставлением жилого помещения специализированного жилого фонда. Указанные Списки прямо указывают на перечень лиц, состоящих на учете на получение жилья.
Кроме этого, и по состоянию на <данные изъяты> истец также состоял на учете, что также подтверждается Списками очередности сотрудников <данные изъяты> РУВД г.Екатеринбурга на получение и улучшение жилищных условий в <данные изъяты>
Допрошенная в ходе судебного заседания Сафронова Н.А. показал, что она являлась сотрудником ЖБК <данные изъяты> района г.Екатеринбурга и однозначно может утверждать, что Степанов Е.А. обращался в ЖБК с соответствующим рапортом, однако видимо документы не сохранились, несмотря на то, что в течение нескольких лет он числился в списках и представлял все необходимые документы.
Также истец настаивал на том, что при обращении в ЖБК все необходимые документы были им представлены, впоследствии никакие решения о снятии с учета, отказе в принятии на учет заинтересованными лицами не принимались и истцу не направлялись.
Сам по себе факт того, что истцом были переданы не все документы, на что ссылается ответчик, не свидетельствует о недобросовестности поведения истца. Когда как иные документы у истца не запрашивались.
Основания, по которым истец, как указывает ответчик, незаконно числившийся на учете, значился в списках, суду не указаны.
Ответчиком не учтено, что в правоотношениях с гражданами, реализацией ими своих жилищных прав, ошибочность, халатность со стороны должностных лиц уполномоченных органов также должна быть доказана соответствующими относимыми и достоверными доказательствами.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР, согласно ст.ст. 28, 30, 31 которого граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Истец указал, что он обращался с рапортом о принятии на учет, что свидетельствует о том, что Степанов Е.А. выразил свою волю быть принятым на учет. Какие-либо действия, в том числе, по принятию решения об отказе в принятии на учет, ответчиком приняты не были, дополнительные документы истребованы не были, когда как истец несколько лет значился в соответствующих списках, что ответчиком не опровергнуто.
Само по себе принятие решения на основании поданного гражданином рапорта является обязанностью уполномоченного органа, бездействие же которого не должно влечь за собой негативные правовые последствия для лица, совершившего все необходимые юридически значимые действия и заявившего о наличии права на обеспечение жилым помещением.
Право истца быть поставленным на учет никем из заинтересованных лиц не оспаривается.
Решение об исключении из списков в связи с ненуждаемостью истца, как этого требует жилищное законодательство, ответчиком принято не было.
Степанов Е.А. в судебном заседании указал, что при первоначальном обращении с заявление о принятии на учет и при принятии положительного решения, никакие требования, в том числе о предоставлении дополнительных документов, не предъявлялись. В течение длительного периода истец состоял на учете и рассчитывал на предоставление жилого помещения.
Таким образом, ответчиком в течение продолжительного периода времени признавалось и не оспаривалось право истца на принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а имеющиеся в материалах дела документы подтверждают факт принятия на данный учет и нахождение в списках сотрудников, имеющих право на предоставление жилого помещения вплоть до исключения из очереди.
При этом ЖБК при подаче документов, никакие дополнительные сведения не истребовала, решения об отказе в принятии на учет не принимала, более того, в течение длительного времени истребовались документы в подтверждение статуса истца.
Таким образом, суд признает неправомерными действия должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав истца, который в порядке и по основаниям, предусмотренным в законе, имея право на обеспечение жилым помещением, обратился в уполномоченный орган, был поставлен на учет, и незаконно был исключен из списков, учитывая, что именно на ЖБК лежала обязанность принять соответствующее решение о принятии на учет, запросить у истца или истребовать самостоятельно необходимые сведения, однако этого в течение значительного периода времени сделано не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление МВД России по г.Екатеринбургу восстановить Степанова Е. А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты принятия на учет в <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья подпись Василькова О.М.
Копия верна
Судья:
Секретарь: