Дело №2а-4201/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г.Махачкала 2 августа 2019 года
Советский районный суд г.Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Метревели Ц.,
с участием представителя административного истца Махмудова А.С. по доверенности Сулейманова О.Ш., представителя МВД по РД по доверенности Изиева К.Б., представителя УФСБ России по РД по доверенности Гладилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Махмудова Алишера Сайвалиевича к УВМ МВД по РД о признании незаконным и отмене решения УВМ МВД по РД отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и обязании УФМС России по РД (УВМ МВД по РД) выдать Махмудову Алишеру Сайвалиевичу разрешение на временное проживание в Российской Федерации и восстановлении срока обращения в суд,
руководствуясь ст.ст.175,178-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Махмудову Алишеру Сайвалиевичу срок обращения в суд.
В удовлетворении административного искового заявления Махмудова Алишера Сайвалиевича к УВМ МВД по РД о признании незаконным и отмене решения УВМ МВД по РД отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и обязании УФМС России по РД (УВМ МВД по РД) выдать Махмудову Алишеру Сайвалиевичу разрешение на временное проживание в Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд г. Махачкалы.
Составление мотивированного решения отложить на 6 августа 2019 года.
Судья Шуаев Д.А.
Дело №2а-4201/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 2 августа 2019 года
Советский районный суд г.Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Метревели Ц.,
с участием представителя административного истца Махмудова А.С. по доверенности Сулейманова О.Ш., представителя МВД по РД по доверенности Изиева К.Б., представителя УФСБ России по РД по доверенности Гладилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Махмудова Алишера Сайвалиевича к УВМ МВД по РД о признании незаконным и отмене решения УВМ МВД по РД отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и обязании УФМС России по РД (УВМ МВД по РД) выдать Махмудову Алишеру Сайвалиевичу разрешение на временное проживание в Российской Федерации и восстановлении срока обращения в суд,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Макхмудов А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обосновании административного искового заявления указано, что Махмудов А.С. проживая на территории Российской Федерации никогда не переступал закон Российской Федерации и чтил закон Российской Федерации, не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности. Оспариваемое решение нарушает его права на уважение личной и семейной жизни, свободы передвижения, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни.
Представитель административного истца Махмудова А.С. по доверенности Сулейманов О.Ш. поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить.
Представитель МВД по РД Изиев К.Б. административное исковое заявление не признал, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным им в своих возражениях.
Представитель УФСБ России по РД по доверенности Гладилина О.В. административное исковое заявление не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным ею в своих возражениях.
Выслушав мнения сторон, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные в материалы дела в письменной форме доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации иностранному гражданину выдает территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. По результатам рассмотрения заявления, поданного в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы, в том числе в органы безопасности, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Приказом МВД России от 27.11.2017 N 891 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
Согласно п. 106 Административного регламента сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку заявителя и сообщенных им сведений по учетам органов федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, и других заинтересованных органов для выявления оснований отказа в выдаче разрешения (пункт 47 Административного регламента).
В соответствии с п. 47 Административного регламента разрешение иностранному гражданину не выдается в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.
В соответствии с п. "р" ст. 12 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы Федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что заключением УВМ МВД по РД №425\2019/05 гражданину Республики Таджикистан Махмудову А.С., 12.09.1988 г.р. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в РФ в соответствии с пп. 2 п.1 ст.7 ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Из уведомления УВМ МВД по РД №11\5\ от 25.06.2019 г. усматривается, что решением УВМ МВД по РД от 04.06.2019 г. №425\2019/05 гражданину Республики Таджикистан Махмудову А.С., отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании пп. 2 п.1 ст.7 ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как усматривается из возражений представителя административного ответчика МВД по РД и его пояснений в суде, основанием для отказа в выдаче административному истцу разрешения на временное проживание в Российской Федерации послужило письмо УФСБ России по Республике Дагестан от 23.05.2019 г. за № 10/893 в связи с наличием оснований предусмотренных пп. 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Исходя из положений ст. 1, п. "р" ст. 12, ст. 13, ст. 13.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", пп. 36 п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" компетентным органом, обладающим информацией о совершении иностранным гражданином действий, предусмотренных в пп. 1-2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", влекущих за собой отказ в выдаче разрешения на временное проживание, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Из представленных суду представителем УФСБ России по РД возражений усматривается, что в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, УФСБ России по РД были получены данные, свидетельствующие о том, что в действиях заявителя усматриваются основания для несогласования выдачи разрешения на временное проживание.
Из заключения УВМ МВД по РД №425/2019/05 от 04.06.2019 г. усматривается, что УФСБ России по РД возражает в выдаче разрешения на временное проживание гражданину Республики Таджикистан Махмудову Алишеру Сайвалиевичу (письмо от 23.05.2019 г. №10/893 ДСП).
Из вышеизложенного следует, что УФСБ России по РД является инициатором отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ Махмудову А.С.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Махмудова А.С.
Как усматривается из уведомления УВМ МВД по РД от 25.06.2019 г. №11\5\ решение миграционного органа об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 04.06.2019 г. №425\2019/05 принято на основании пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Указанная ссылка на норму указанного Федерального закона, предусматривает конкретное основание для отказа в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Отказ в выдаче Махмудову А.С. разрешения на временное проживание в Российской Федерации соответствует действующему на территории Российской Федерации законодательству и не нарушает прав заявителя.
Поступившая из УФСБ России по РД информация, являясь обязательной для учета территориальным органом исполнительной власти в сфере миграции, была обосновано расценена Управлением по вопросам миграции МВД России по РД в качестве относимого и достаточного основания для принятия решения об отказе в выдаче Махмудову А.С. разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ в случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Решение Управления по вопросам миграции МВД России по РД от 04.06.2019 г. не препятствует административному истцу повторно подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня аннулирования разрешения на временное проживание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказом Управления по вопросам миграции МВД России по РД в выдаче Махмудову А.С. разрешения на временное проживание в РФ права и законные интересы административного истца не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на него не возложена какая-либо обязанность, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
Положения п. 2 ст. 8 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Доказательств о наличии каких-либо исключительных, объективных причин личного характера, которые подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в его личную и семейную жизнь у административного истца не имеется.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым решением (действием) УВМ МВД России по РД нарушаются права административного истца на уважение личной и семейной жизни, нарушаются международные нормы о гарантированности прав в сфере семейной жизни, суд полагает несостоятельными.
Как усматривается из материалов дела, Махмудов А.С. состоит в браке с гражданкой РФ Гусейновой Л.А.
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и пунктом 3 статьи 2 Протокола N 4 (1963 г.) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
Указанные положения согласуются с положениями ст. 4 и ст. 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ст. 62 Конституции Российской Федерации о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, отказ УВМ МВД России по РД в выдаче Махмудову А.С. разрешения на временное проживание в РФ, является законным и обоснованным.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.
Уведомление истцу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание вручено миграционным органом 25 июня 2019 года. Исковое заявление об оспаривании решения миграционного органа подано 04.07.2019 г.
В судебном заседании представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд который, по мнению стороны истца, пропущен Махмудовым А.С. в связи с тем, что он с 23.06.2019 г. по 03.07.2019 г. находился в больном состоянии.
Ввиду того, что истцом срок обращения в суд пропущен незначительно, а также того, что в уведомлении УВМ МВД по РД №11/5 от 25.06.2019 г. Махмудову А.С. не разъяснен порядок и срок, в течение которого он может обжаловать решение миграционного органа, суд приходит к выводу о восстановлении Махмудову А.С. срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Махмудову Алишеру Сайвалиевичу срок обращения в суд.
В удовлетворении административного искового заявления Махмудова Алишера Сайвалиевича к УВМ МВД по РД о признании незаконным и отмене решения УВМ МВД по РД отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и обязании УФМС России по РД (УВМ МВД по РД) выдать Махмудову Алишеру Сайвалиевичу разрешение на временное проживание в Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд г. Махачкалы.
Мотивированное решение составлено 6 августа 2019 года.
Судья Д.А.Шуаев