Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-2916/2016
Судья Чукмаева Т.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ15 июня 2016 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Петровой Г.К.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонного) на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2016 года по гражданскому делу по иску Яковлевой Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) о перерасчете размера пенсии в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми,
УСТАНОВИЛА:
Яковлева Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения – л.д.82, 90) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) (далее - УПФ РФ в Батыревском районе ЧР) о признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии по старости в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми незаконным, возложении обязанности заменить периоды работы с /.././../.1982 по /.././../.1984, с /.././../.1987 по /.././../.1989 на соответствующие периоды ухода за детьми, произвести перерасчет размера пенсии в связи с заменой периодов работы периодами ухода за детьми.
Требования мотивированы тем, что истица имеет троих детей, и в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон № 400-ФЗ) имеет право на включение в страховой стаж ряда периодов как периоды ухода за детьми, а не как периоды работы. Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) истицы при замене периодов работы на периоды ухода за детьми будет выше, чем величина ИПК, установленного при назначении пенсии, так как за первого ребенка ИПК устанавливается в размере 1.8, за второго – 3.6, третьего – 5.4, однако ответчиком в замене периодов работы периодами ухода за детьми незаконно отказано.
В суде первой инстанции Яковлева Т.В. уточненные исковые требования поддержала, представитель ответчика Торговцев А.В. иск не признал.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2016 года (с учетом дополнительного решения от 13.04.2016) постановлено: исковые требования Яковлевой Т.В. к УПФ РФ в Батыревском районе ЧР о признании решения УПФ РФ в Батыревском районе ЧР от 13.11.2015 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми незаконным, об обязании произвести перерасчет размера пенсии в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми, удовлетворить. Признать решение УПФ РФ в Батыревском районе ЧР от 13.11.2015 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми незаконным. Обязать УПФ РФ в Батыревском районе ЧР заменить периоды работы Яковлевой Т.В. с /.././../.1982 по /.././../.1983, с /.././../.1983 по /.././../.1985, с /.././../.1988 по /.././../.1989 на периоды ухода за детьми с /.././../.1982 по /.././../.1983, с /.././../.1983 по /.././../.1985, с /.././../.1988 по /.././../.1989 и произвести перерасчет размера пенсии в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми.
Не согласившись с решением суда, УПФ РФ в Батыревском районе ЧР подало апелляционную жалобу по мотивам его незаконности и необоснованности. В жалобе со ссылкой на Федеральный закон от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», п.48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1015, указано, что при первичном обращении за назначением страховой пенсии 16.10.2015 истица не приложила к заявлению копии свидетельств о рождении детей. С 18.10.2015 ей назначена страховая пенсия с включением в стаж спорных периодов как периоды работы. С заявлением о перерасчете размера пенсии Яковлева Т.В. обратилась лишь 09.11.2015, решением УПФ РФ в Батыревском районе ЧР ей было отказано, поскольку выбор варианта учета периода ухода за ребенком, совпадающего с работой, может быть произведен только однократно при первичном установлении пенсии, и в дальнейшем пересмотру не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Яковлева Т.В. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель УПФ РФ в Батыревском районе ЧР, представитель третьего лица - отдела ПФР в Яльчикском районе УПФ РФ в Батыревском районе ЧР, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как следует из материалов дела, Яковлева Т.В., /.././../.1960 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению от 16.10.2015, Яковлевой Т.В., к нему приложены следующие документы: паспорт гражданина, справка о заработной плате, справка образовательного учреждения, документ об окончании учебного заведения, справка работодателя, справка работодателя о периодах работы, заявление, заявление о назначении, заявление о доставке, СНИЛС, свидетельство о браке, трудовая книжка образца 1974 года и позднее.
При этом, как видно из представленных документов, периоды с /.././../.1981 по /.././../.1984, с /.././../.1984 по /.././../.1986, с /.././../.1986 по /.././../.1986, с /.././../.1986 по /.././../.1989 зачтены территориальным органом пенсионного фонда в стаж истицы - они включены в имевшие место в указанное время периоды работы, сведения о которых отражены в трудовой книжке Яковлевой Т.В.
Пенсия назначена с момента возникновения права на нее, то есть с /.././../.2015.
09.11.2015 Яковлева Т.В. обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии приложив к заявлению: свидетельства о рождении детей от /.././../.1982, от /.././../.1983, от /.././../.1988, заявление о замене периодов работы на периоды ухода за детьми.
Решением УПФ РФ в Батыревском районе ЧР от 13.11.2015 Яковлевой Т.В. было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми по тому основанию, что при назначении страховой пенсии по старости оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года при начислении величины индивидуального пенсионного капитала по выбору осуществлена исходя изобщего трудового стажа, предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Закона №173-Ф3 включая периоды работы с /.././../.1981 по /.././../.1986, с /.././../.1986 по /.././../.2001.
Статьи 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ содержат перечни периодов работы и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В число иных периодов, относятся и периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В соответствие с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Ответчиком право истицы на учет спорных периодов, по которым вынесено решение, в качестве периодов ухода за детьми при первоначальном обращении за пенсией не оспаривается. Оспаривается лишь возможность последующей замены периодов, учтенных в качестве периодов работы, на периоды ухода за детьми.
Согласно п.48 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.
Истица Яковлева Т.В. утверждает, что при первичном обращении за пенсией она представляла копии свидетельств о рождении детей.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств разъяснения Яковлевой Т.В. вариантов учета в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, совпадающих по времени с иными периодами, а также оказания содействия в оформлении соответствующего заявления при назначении страховой пенсии по старости (согласно разъяснению ОПФ РФ (ГУ) по Чувашской Республике – Чувашии № от 13.02.2015 – л.д.28).
Поскольку право истицы на выбор варианта учета в стаж периодов, совпадающих по времени, было нарушено, узнав о вынесении 23.10.2015 решения об учете спорных периодов в качестве периодов работы, она 09.11.2015 обратилась с заявлением о замене указанных периодов периодами ухода за детьми, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности заявленных требований Яковлевой Т.В.
В силу п. 29 вышеуказанных Правил период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им 1,5 лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им указанного возраста (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и др.).
Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком: период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
Указанные требования истицей выполнены.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в ходе рассмотрения дела, и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонного) на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Александрова А.В.
Алексеева Г.И.