Решение по делу № 33-3379/2016 от 06.06.2016

Судья Попов А.С.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2016 года № 33-3379/2016

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Жидковой О.В.,

судей Сотникова И.А., Коничевой А.А.,

при секретаре Михеевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Тарногского муниципального района Вологодской области на решение Тарногского районного суда Вологодской области от 20 апреля 2016 года, которым на администрацию Тарногского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоснабжение населения в деревнях Поспеловская, Дуброва, Воронинская, Никитиха, Алферовская, Самсоновская, Фатьяново, Регишевская, Тюприха, Будринская, Боярская, Катерино, Кротовская, Сенюковская, Якушевская, Антипинская, Клевцовская, Плошиловская, Ожигинская Тарногского района Вологодской области, обеспечив жителей данных населённых пунктов водой надлежащего качества в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения населения питьевой водой.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., судебная коллегия

установила:

прокурор Тарногского района Вологодской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц и ссылаясь на нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обратился в суд с иском к администрации Заборского сельского поселения и администрации Тарногского муниципального района о возложении обязанности принять меры к организации надлежащего водоснабжения населения на территории Заборского сельского поселения Тарногского муниципального района.

В обоснование указал, что водоснабжение населения, проживающего в ряде населённых пунктов Заборского сельского поселения, осуществляется в отсутствие контроля качества воды, получаемой из артезианских скважин, не имеющих собственника либо состоящих на балансе сельскохозяйственных организаций, а также из частных колодцев, что создаёт угрозу жизни и здоровью людей, использующих такую воду в качестве питьевой.

Просил обязать администрацию Тарногского муниципального района и администрацию Заборского сельского поселения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоснабжение населения в деревнях Поспеловская, Дуброва, Воронинская, Никитиха, Алферовская, Самсоновская, Фатьяново, Регишевская, Тюприха, Будринская, Боярская, Катерино, Кротовская, Сенюковская, Якушевская, Антипинская, Клевцовская, Плошиловская, Жуковская, Видерниковская, Ожигинская Тарногского района Вологодской области, обеспечив жителей данных населённых пунктов водой надлежащего качества в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения населения питьевой водой.

В судебном заседании заместитель прокурора Тарногского района Вологодской области Ангулина О.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» частные колодцы и р. Лохта не являются источниками водоснабжения населения, так как гарантировать качество воды в них и систематически его контролировать органы местного самоуправления не могут. Указала, что ответчиками не предпринимались какие-либо меры по организации водоснабжения населения указанных в исковом заявлении населённых пунктов, а принятая поселением Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Заборского сельского поселения на 2014-2025 годы в большей части не выполняется и не предусматривает организацию водоснабжения населения водой надлежащего качества и в достаточном количестве по всем поименованным в иске населённым пунктам за исключением д. Фатьяново, где финансирование работ за счёт средств областного бюджета не обеспечено соответствующими обязательствами. Отметила, что отсутствие необходимых и достаточных мер, принимаемых ответчиками по предмету иска, вынуждает граждан изыскивать самостоятельные источники водоснабжения и пользоваться водой в отсутствие контроля её качества.

Представители ответчика администрации Тарногского муниципального района по доверенностям Добрынская С.А. и Поклонцева А.В. исковые требования не признали. В обоснование указали – обязанность района по организации водоснабжения населения возникла с 01 января 2016 года и какое-либо имущество для этих целей администрацией Заборского сельского поселения району не передавалось. Указали, что на территории Заборского сельского поселения организация водоснабжения населения в соответствии с соглашением, заключённым по этому вопросу 07 декабря 2015 года, возложена на администрацию поселения. Какие-либо нормативные документы по вопросам водоснабжения и контроля качества воды администрацией района не принимались, финансирование работ, связанных с водоснабжением населения Заборского сельского поселения, бюджетом района не предусмотрено. Полагали, что отсутствие жалоб от населения свидетельствует об отсутствии проблемных вопросов по водоснабжению жителей населённых пунктов Заборского сельского поселения.

Представитель ответчика администрации Заборского сельского поселения на основании прав по должности Глава поселения Юшманов П.В. исковые требования не признал, указав, что в рамках программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Заборского сельского поселения на 2014 – 2025 годы, утверждённой Советом Заборского сельского поселения, запланирован монтаж автоматической установки подачи воды для деревень Никитиха и Воронинская, а также бурение скважин со строительством и реконструкцией водопровода в д. Катеринино (2017 год), в д. Фатьяново (2016 год) и в д. Ожигинская (2025 год). Строительство скважин и водопроводов в деревнях Клевцовская, Кротовская, Боярская и Антипинская из-за малочисленности населения является нецелесообразным. В данных населённых пунктах жители пользуются водой из колодцев и жалобы относительно качества воды отсутствуют. У жителей всех населённых пунктов, в которых отсутствует централизованное водоснабжение, имеются индивидуальные скважины и колодцы. В бюджете поселения собственные средства на решение вопросов местного значения по водоснабжению населения не предусмотрены, поселение только исполняет переданные ему полномочия в объёме финансирования, выделяемого администрацией района в рамках соглашения от 07 декабря 2015 года. Организацию водоснабжения собственными силами жителей населённых пунктов считал достаточной и в иске к администрации Заборского сельского поселения просил отказать.

Судом принято приведённое решение.

В апелляционной жалобе администрация Тарногского муниципального района Вологодской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на дотационность бюджета района и отсутствие средств для строительства централизованного водоснабжения. Кроме того судебным актом по мнению апеллянта нарушаются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тарногского района Вологодской области Ершов С.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства в области спорных правоотношений.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, на основании жалобы гражданина Куницына А.Д. от 31 декабря 2015 года, проживающего в д. <адрес>, о ненадлежащем водоснабжении прокуратурой района с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах проведена проверка, по результатам которой установлена ненадлежащая организация водоснабжения населения на территории Заборского сельского поселения.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ определён перечень вопросов местного значения сельского поселения, в который, с учётом положений Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», организация водоснабжения населения в границах поселения не включена.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; в этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Приведённым правовым нормам корреспондирует статья 6 Федерального закона № 416-ФЗ, установившая, что полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что исходя из содержания статьи 6.1 данного Федерального закона перераспределение полномочий органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения возможно только с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешая по существу заявленные прокурором Тарногского района требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что организация водоснабжения на территории Заборского сельского поселения в силу закона лежит на администрации Тарногского муниципального района и со стороны последней имеет место бездействие, выражающееся не только в отсутствии организованного водоснабжения в большинстве населённых пунктов поселения, но и в непринятии мер, направленных на обеспечение надлежащего водоснабжения жителей деревень Поспеловская, Дуброва, Воронинская, Никитиха, Алферовская, Самсоновская, Фатьяново, Регишевская, Тюприха, Будринская, Боярская, Катерино, Кротовская, Сенюковская, Якушевская, Антипинская, Клевцовская, Плошиловская, Ожигинская Тарногского района Вологодской области; доказательства обратного в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрацией Тарногского муниципального района не представлены.

Поскольку отсутствие надлежащего водоснабжения указанных деревень существенно нарушает права проживающих в них лиц, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора о возложении на администрацию Тарногского муниципального района обязанности обеспечить водоснабжение в названных населённых пунктах.

При этом судебная коллегия полагает установленный судом срок для организации водоснабжения обоснованным.

Отсутствие у администрации Тарногского муниципального района необходимых для реализации названных полномочий финансовых ресурсов не может служить достаточным основанием для отклонения иска прокурора и не свидетельствует о нарушении гарантированного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа самостоятельности местных бюджетов.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тарногского районного суда Вологодской области от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тарногского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Жидкова

Судьи: И.А. Сотников

А.А. Коничева

33-3379/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тарногского района
Ответчики
Администрация Заборского сельского поселения
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
22.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее