Решение по делу № 33-330/2014 от 17.01.2014

Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-330/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 27 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 ноября 2013 года, по которому

возложена обязанность на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Кондрашовой З.К. государственный жилищный сертификат выпуска 2013 года на состав семьи 4 человека: Кондрашова З.К., Лисович С.В., Бестаев К.Г., Кокаева А.М., исчислив размер предоставляемой жилищной субсидии без вычета стоимости отчужденных жилых помещений по адресам: город Воркута <Адрес обезличен>; город Воркута, <Адрес обезличен>; город Воркута <Адрес обезличен>.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

Кондрашова З.К. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании за ним права на получение государственной жилищной субсидии в 2013 года в соответствии с Федеральным законом № 125 – ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера социальной выплаты на стоимость проданных квартир по адресу г. Воркута <Адрес обезличен>; г. Воркута <Адрес обезличен>; г. Воркута <Адрес обезличен> и просила обязать выдать государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом № 125 – ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в 2013 году.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал. Представитель ответчика с иском был не согласен. Третье лицо представитель Администрации МО ГО « Воркута» участия в судебном заседании не принял.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, указывая на нарушение норм материального права.

В суде апелляционной инстанции стороны, третьи лица участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Кондрашова З.К. проживает в городе Воркута по <Адрес обезличен> с мужем Лисович С.В., сыном Кондрашовым- Бестаевым К.Г. и женой сына Кокаевой А.М.

Кондрашова З.К. состоит на учете в жилищном отделе города Воркута для переселения с использованием средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 30 мая 1997 года.

17 мая 2011 года Кондрашова З.К. обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Кондрашова З.К. включена в сводный список граждан получателей - сертификатов в рамках реализации подпрограммы на 2013 год по Республике Коми.

Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 02.09.2013 года за № 11-13-15/2055 Кондрашовой З.К было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что Кондрашова З.К. не была согласна с расчетом величины социальной выплаты в соответствии со ст. 6 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно уменьшением размера социальной выплаты с учетом стоимости отчужденных квартир по адресам: город Воркута <Адрес обезличен>, г. Воркута <Адрес обезличен>, г. Воркута <Адрес обезличен>, г. Воркута <Адрес обезличен>.

При рассмотрении настоящего спора Кондрашова З.К. не согласна с уменьшением размера жилищной субсидии на сумму трех проданных квартир по адресам: г. Воркута ул. <Адрес обезличен>, г. Воркута <Адрес обезличен>, г. Воркута <Адрес обезличен>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд посчитал, что поскольку сделки по отчуждению трех квартир были произведены до вступления в силу изменений в Федеральный Закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регулирующий спорные правоотношения, то к этим правоотношениям не могут быть применены нормы статьи 6 указанного Закона (в редакции, действующей с 1 января 2012 года), так как в соответствии с ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях прямо предусмотренных законом. Федеральный закон от 17.07.2011 года за № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предусматривает возможность применения его положений к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку суд не учел следующее.

Требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует из ст.37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е» и «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и различные условия предоставления субсидий, в частности, порядок уменьшения размера жилищных субсидий в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. N 153.

Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» установлен положениями статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» согласно которой в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм (в редакции статьи, действующей с 1 января 2012 года).

Кондрашова З.К. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы 17 мая 2011 года (л.д. 89) - в период действия редакции статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, предусматривавшей, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.

Поскольку решение об участии в подпрограмме принимается добровольно, подача 17 мая 2011 года Кондрашовой З.К. заявления о признании ее участником подпрограммы свидетельствует о том, что она была согласна с установленными законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе, уменьшение суммы ожидаемой выплаты в случае продажи принадлежащего жилья на вырученную от продажи сумму.

Учитывая, что сделка супругом истицы Лисовичем С.В. по продаже <Адрес обезличен> г. Воркуты была совершена 28 июля 1993г., то есть до выражения Кондрашовой З.К. своего волеизъявления на участие в подпрограмме и признания ее участником и вне действия Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную по соответствующему договору, не имеется. В указанной части решение подлежит оставлению без изменения, жалоба Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.

Вместе с тем, принимая во внимание, что продажа квартир по адресам: г. Воркута <Адрес обезличен> (прекращение права собственности истицы в декабре 2011 года) произошла после признания истицы участником подпрограммы и подтверждения ее права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера, стоимость данного жилья по правилам, установленным ст.6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» должна учитываться при принятии решения о выдаче Кондрашовой З.К. государственного жилищного сертификата.

Доводы жалобы ответчика о том, что судом неправильно указана фамилия сына истицы правового значения не имеют, поскольку не влияют на принятое судом решение.

На основании изложенного в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в части, в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 ноября 2013 года в части возложения обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Кондрашовой З.К. государственный жилищный сертификат выпуска 2013 года на состав семьи 4 человека: Кондрашова З.К., Лисович С.В., Кондрашов-Бестаев К.Г., Кокаева А.М., исчислив размер предоставляемой жилищной субсидии без вычета стоимости отчужденных жилых помещений по адресам: город Воркута <Адрес обезличен>; город Воркута, улица <Адрес обезличен> отменить.

Вынести по делу в указанной части новое решение, по которому отказать в удовлетворении требований Кондрашовой З.К. о возложении обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Кондрашовой З.К. государственный жилищный сертификат выпуска 2013 года на состав семьи 4 человека: Кондрашова З.К., Лисович С.В., Кондрашов-Бестаев К.Г., Кокаева А.М., исчислив размер предоставляемой жилищной субсидии без вычета стоимости отчужденных жилых помещений по адресам: город Воркута <Адрес обезличен>; город Воркута, <Адрес обезличен>.

В части возложения обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Кондрашовой З.К. государственный жилищный сертификат выпуска 2013 года на состав семьи 4 человека: Кондрашова З.К., Лисович С.В., Кондрашов-Бестаев К.Г., Кокаева А.М., исчислив размер предоставляемой жилищной субсидии без вычета стоимости отчужденного жилого помещения по адресу: город Воркута <Адрес обезличен> решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33-330/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Кондрашова Зинфират Константиновна
Ответчики
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
27.01.2014Судебное заседание
28.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2014Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее