Дело № 2-324/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2015г. г. Омск
Куйбышевский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Бажиной Т. В.,
при секретаре судебного заседания Сушенцовой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бааля Г.Р. к Государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Бааль Г. Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование требования указал, что он участник ликвидации аварии на ЧАЭС ДД.ММ.ГГГГ, инвалид № группы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС-бессрочно и относится к п.2 ст.13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ст.3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закрепляет право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на возмещение вреда и меры социальной поддержки. На основании вышеуказанного закона он имеет право на ежемесячную денежную выплату, размер которой составляет 1 544 рубля. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Надлежащим образом он обращался за предоставлением санаторно-курортной путевки в ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты <адрес>, но ему путевка не была предоставлена. Путевка за ДД.ММ.ГГГГ ему не была предоставлена. ДД.ММ.ГГГГ он подал документы на санаторно-курортное лечение в социальный центр «Родник» и был зарегистрирован под номером №, о чем свидетельствует расписка-уведомление. В ДД.ММ.ГГГГ он узнал, что его сняли с очереди, так как предоставлением путевок с ДД.ММ.ГГГГ занимается ГУ-ОРО ФСС РФ. ДД.ММ.ГГГГ он снова подал заявление и приложил документы уже в адрес ГУ – ОРО ФСС РФ, где его поставили под номером №. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику за получением путевки, ответчик в лице специалиста Финик Е.В. отказал в выдаче путевки в связи с тем, что не хватает денежных средств. На ДД.ММ.ГГГГ он не отказался от социального пакета, произвел оплату санаторно-курортного лечения. Просит обязать ГУ-ОРО ФСС РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец Бааль Г. Р. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил исковое заявление удовлетворить по доводам и основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика - ГУ ОРО ФСС РФ – Паршаков В. А. /по доверенности в материалах дела/ в судебном заседании исковые требования не признал. Ссылался на то, что права истца не были нарушены, поскольку обязательства отделения фонда ограничены объемом средств, выделяемых из федерального бюджета. Следовательно, реализуя указанную часть федеральных полномочий, фонд не распоряжается выделенными ему денежными средствами по своему усмотрению, а направляет их строго по целевому назначению. Количество приобретенных в ДД.ММ.ГГГГ путевок на санаторно-курортное лечение не позволило обеспечить всех граждан, состоявших в отделении фонда на учете по обеспечению санаторно-курортным лечением. В настоящее время при получении в ДД.ММ.ГГГГ отделением фонда денежных ассигнований, а также после проведения процедуры приобретения путевок на санаторно-курортное лечение, отделением фонда будут приняты меры, направленные на обеспечение Бааль Г. Р. путевкой на санаторно-курортное лечение.
Представители привлеченных к участию в дело в качестве третьих лиц Правительства <адрес>, Министерства финансов <адрес>, УФК по <адрес>, Министерства здравоохранения РФ, Министерство труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне и времени слушания дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды отнесены к категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В судебном заседании установлено, что Бааль Г.Р. является инвалидом № группы в результате заболевания – бессрочно.
Он имеет право на компенсации и льготы, в соответствии с пунктами 1.1., 1.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (пункт 1.1. части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ), что подтверждается справкой об инвалидности № (л.д.11).
Факт обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение подтвержден сторонами в судебном заседании.
Нуждаемость истца в прохождении санаторно-курортного лечения подтверждается справкой для получения путёвки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). Кроме того, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что регистрационный номер заявления на получение путевки на санаторно-курортное лечение составляет №.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
По правилам подпункта 1.1 п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона (в том числе инвалидам), набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, включённым в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
В соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 разработаны и утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определён порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение.
В силу данных Правил средства на предоставление гражданам путёвок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путёвок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включённым в перечень, утверждённым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путёвок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.За счёт именно выделенных средств Фонд производит оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела представитель ГУ ОРО ФСС РФ ссылался на то, что обязательства отделения фонда ограничены объемом средств, выделяемых из федерального бюджета. Количество приобретенных в ДД.ММ.ГГГГ путевок на санаторно-курортное лечение не позволило обеспечить всех граждан, состоявших в отделении фонда на учете по обеспечению санаторно-курортным лечением.
Суд расценивает приведённые доводы как не состоятельные по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2010 года №2424-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года № 353-п «О мерах по реализации соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2014 года, постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2010 года « 277-п утратило силу.
Таким образом, в настоящее время Фонд социального страхования осуществляет организацию приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете.
Из акта разового приёма-передачи сведений о заявлениях граждан на предоставление санаторно-курортного лечения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчику в полном объёме были переданы сведения о заявках граждан, обратившихся в Министерство с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями пунктов «б», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
На основании п. 1 ст. 192 и п. 1 ст. 5 БК РФ финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктами 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, средства которого на предоставление гражданам путёвок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, распределяются по территориальным органам Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок.
Таким образом, ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер.
Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не отменяло и не изменяло установленного федеральными органами государственной власти Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путёвок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и не предоставляло органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации права устанавливать условия предоставления указанной меры социальной защиты. Вопреки доводам представителя ответчика, по смыслу пункта 1.3 статьи 2 названного Соглашения, Правительству Омской области были переданы полномочия процедурного характера. При этом указанные полномочия осуществлялись Правительством Омской области с учётом Порядка, утверждённого Министерством.
Размер субвенций из федерального бюджета Правительству Омской области на осуществление переданных в соответствии с заключёнными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации соглашением рассчитывался и распределялся в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1118, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», а также исходя из утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.
Отказ Правительства Омской области от осуществления полномочий не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, адресованных отделению Фонда, которое в силу закона обязано предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение, при том обстоятельстве, что норматив финансовых затрат утверждён на федеральном уровне.
По мнению суда, передача обязанностей, возникших в силу закона, не может ухудшать положение Бааль Г.Р. и ограничить его право на получение путёвки.
Не может ухудшать, по мнению суда, положение истца и довод ответчика о том, что количество приобретенных в ДД.ММ.ГГГГ путевок на санаторно-курортное лечение не позволило обеспечить всех граждан, состоявших в отделение фонда на учете по обеспечению санаторно-курортным лечением в связи с ограниченным объемом средств, выделяемых из федерального бюджета. Напротив, как следует из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела, в ходе попытки заключения мирового соглашения между сторонами ему поясняли, что он сохраняет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время регистрационный номер заявления составляет №
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 08.04.2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░
░░░░░
░.░. ░░░░░░