Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2019 года г. ФИО2 края
Бикинский городской суд ФИО2 края в составе:
председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.
при секретаре ФИО4
с участием истца Зайцевой ФИО6., представителя ответчика администрации городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края Игнатенко ФИО16 действующей на основании доверенностиот <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой ФИО15 к администрациигородского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края, Комитету Правительства ФИО2 краяпо гражданской защите о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района<адрес>, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Зайцева ФИО7. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края, о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края, и возложении обязанности по включению её в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате вышеуказанной чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что согласно договору № безвозмездного пользования земельным участком от <дата> ей, администрацией городского поселения «ФИО2» в безвозмездное пользование был передан земельный участок с кадастровым номером: <дата>, расположенный по адресу (имеющий адресный ориентир): <адрес>, г. ФИО2 для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся в неразграниченной государственной собственности. На данном земельном участке она ежегодно садит картофель для личного пользования. В <дата> года ввиду выпавших осадков и паводковых вод урожай картофеля на этом земельном участке был утрачен. О чем был составлен соответствующий комиссионный акт обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, утвержденной <дата> главой городского поселения «ФИО2». В <дата> года она обратилась к ответчику с просьбой выплатить ей единовременную материальную помощь в связи с утратой урожая. Согласно ответу главы городского поселения «ФИО2» ей было отказано и разъяснено, что в случае отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке. Считает данный отказ незаконным.
Для включения в списки граждан, которым подлежат единовременные выплаты, необходимо обязательное наличие одновременно нескольких условий, которые ей, Зайцевой ФИО8. соблюдены: быть гражданином РФ; установления факта утраты урожая; наличие приусадебного участка, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, право на который должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке; нахождение приусадебного земельного участка в границах зоны ЧС и сведения о составе семьи проживающих совместно с заявителем.
Так, гражданство РФ, установлено паспортом на ее имя, факт гибели урожая подтвержден Актом обследования утраченного урожая от <дата>. Приусадебный земельный участок - земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, размещенный в пределах черты населенного пункта. Согласно договору № безвозмездного пользования земельным участком от <дата>, земельный участок передан для ведения личного подсобного хозяйства. Права зарегистрированы в установленном законодательством порядке: дата регистрации <дата>, номер регистрации: <дата>- <дата>, государственный регистратор прав - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 краю. Границы зоны ЧС, установлены Постановлением Администрации
городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края № от <дата>, а именно: п. 2 - границы зоны действия повышенной готовности определить в пределах прибрежной территории частного жилого сектора от пер. Заводского до пер. Пограничного, на участке от реки ФИО2 до <адрес>, от <адрес> участок, предоставленный ей для ведения личного подсобного хозяйства расположен в указанных границах. Состав семьи, проживающих совместно с ней и ведущих с ней личное подсобное хозяйство членов ее семьи, подтвержден соответствующей справкой. Таким образом, полагает, что у нее имеются все установленные законом основания для включения в список граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС.
Определением Бикинского городского суда ФИО2 края от 04.12.2019в качестве соответчика по данному гражданскому делу привлечен КомитетПравительства ФИО2 края по гражданской защите.
В судебном заседании истец Зайцева ФИО9. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, дала суду пояснения, соответствующие изложенному в иске. Дополнительно пояснила, что ее затопивший земельный участок находится на территории г. ФИО2 около речки. С заявлением она обращалась в Администрацию ФИО2 об осмотре земельного участка, его осмотрели. Земельный участок находится на границе ЧС возле ручья Быстрый. Земельный участок документально оформлен.
В судебном заседании представитель администрациигородского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что исковые требования Зайцевой ФИО10. удовлетворению не подлежат. Пояснила, что постановлением от <дата>. № введен режим чрезвычайной ситуации на территории ФИО2 и в ч. 2 данного постановления были указаны границы действия зоны повышенной готовности, данные зоны устанавливались, определялись для вероятнее всего затопляемых зон территорий. Действительно по данным территориям была зона ЧС от пер. Заводская до пер. Пограничного, на участке от реки ФИО2 до <адрес>, от <адрес>. В дальнейшем зоны именно чрезвычайной ситуации были уточнены и участок истца в данную зону не вошел. Финансовая материальная помощь у них не выплачивалась, Постановление 318 не предусматривает такую форму выплат как финансово материальная помощь. В Администрацию городского поселения предоставлялись межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, который в свою очередь получали из финансирования края на предоставление разовой финансовой помощи гражданам пострадавших в результате паводка вызванного сильными дождями прошедшими в июле –сентябре 2019г. Данные финансовые средства выделялись не в связи с утратой урожая, а в связи с нарушением условий жизнедеятельности граждан. В связи с затоплением в результате паводка июль-сентябрь 2019г., истец ссылается на постановление № от <дата>., но в связи с этим паводком, было издано Постановление Правительства ФИО2 края №, данное постановление руководствуется в том числе и приказом МЧС от <дата> №, суть данных постановлений предполагает выплату материальной помощи гражданам постоянно проживающим в населённых пунктах подвергшихся паводку условия жизнедеятельности которых была нарушена в результате паводка. Данное постановление предполагает, что при определении нарушении жизнедеятельности, должны были быть составлены акты о нарушении жизнедеятельности, данных актов у истца нет. Поэтому оснований для включения в данный список не имеется. Акт, который предоставил истец, это акт об утрате урожая. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Комитета правительства ФИО2 края по гражданской защите в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от<дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от30.05.2001№-фкз «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от<дата> №«О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
ПостановлениемПравительства РФ от <дата> №-пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории<адрес>.
Пунктом 3 Правил определено, что Бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
а) проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению№к Правилам;
б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению№к Правилам;
в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более шести месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки) по перечню согласно приложению№к Правилам;
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека);
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на человека);
е) выплата единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 000 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
ж) возмещение привлеченным в установленном порядке индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - организации) расходов на проведение экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации (при софинансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий);
з) выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате техногенной чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - в размере 200 тыс. рублей на человека);
и) оплата услуг по проверке достоверности сметной стоимости и за проведение обследования технического состояния объектов на аварийно- спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (при софинансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий);
и(1)) оплата услуг по проверке достоверности сметной стоимости и за проведение обследования технического состояния объектов на аварийно- спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, сельского хозяйства, находящихся в краевой государственной и муниципальной собственности, и объектов жилищно-коммунального хозяйства (независимо от формы собственности) в части общего имущества многоквартирного дома, при частичном повреждении конструктивных элементов, влияющих на характеристики несущей способности объекта, и значительном повреждении конструктивных элементов, не влияющих на характеристики несущей способности объекта, и определенных пунктом 3.7 раздела III Порядка проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от02.08.2002№;
к) предотвращение распространения и ликвидация очагов особо опасных болезней животных, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства.
Пунктом 5 Правил определено, что использование бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 Правил, запрещается.
На основании п. 8.2. Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного ПостановлениемПравительства ФИО2 края от <дата> №-пр, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам Российской Федерации (далее также - граждане), постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение;
гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления (далее - приусадебный земельный участок, поврежденный в результате ЧС), а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение личного подсобного хозяйства на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.
Единовременную материальную помощь один и тот же гражданин по одной и той же ЧС может получить только один раз (п. 8.4. Порядка).
В соответствии с п. 8.5. Порядка, для предоставления единовременной материальной помощи граждане подают в орган местного самоуправления (главе (заместителю главы) городского (сельского) поселения, городского округа) по месту жительства заявления, составленные по форме, установленной приложением N 5 к настоящему Порядку, о выплате и перечислении денежных средств на счет, открытый гражданином в кредитной организации (с указанием реквизитов), или о выплате и перечислении денежных средств через организацию федеральной почтовой связи, либо о выплате денежных средств наличными, а также копии документов, подтверждающих права на земельный участок, указанных в пункте 8.3 настоящего раздела, и (или) копии судебных решений.
Заявления подлежат регистрации в администрациях сельских (городских) поселений, городских округов в день их поступления. Администрации сельских (городских) поселений в течение трех рабочих дней передают заявления в администрацию муниципального района.
Согласно п. 8.6. Порядка, единовременная материальная помощь предоставляется при условии составления акта обследования частного жилого помещения и (или) акта обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке.
На основании п. 8.7. указанного Порядка, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 8.10 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, и актов обследования, указанных в пункте 8.6 настоящего раздела, администрацией городского округа (муниципального района) подготавливается список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС.
Судом установлено, что постановлением администрации городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края № от <дата> с 15.00 часов <дата> на части территории городского поселения «ФИО2»» введен режим чрезвычайной ситуации.
Как следует из п. 2 указанного постановления, границы зоны действия повышенной готовности определены в пределах прибрежных территорий частного жилого сектора от пер. Заводского до пер. Пограничного, на участке от реки ФИО2 до <адрес>, от <адрес>.
Распоряжением Правительства Российской Федерации <дата>№-р. (далее распоряжение РФ) принято решение оказать разовую финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате паводка. Распоряжением РФ установлено, что в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам осуществляются выплаты: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.
Постановлением Правительства ФИО2 края от <дата>№-пр, установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету ФИО2 края в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов ФИО2 края, путем предоставления:
единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. (двести тысяч) рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. (четыреста тысяч) рублей на человека);
единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека;
финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела Зайцевой ФИО11., на основании договора безвозмездного пользования земельным участком № от <дата>, администрацией городского поселения «ФИО2» передан в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу (имеющий адресный ориентир): <адрес>, г. ФИО2, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <дата>.м., находящийся в неразграниченной государственной собственности. Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование сроком на 5 лет с <дата> до <дата>
<дата>. был составлен акт обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, находящимся по адресу: <адрес>, г. ФИО2, с кадастровым номером №.
<дата>. администрацией городского поселения «ФИО2» в адрес Зайцевой ФИО12. направлено обращение, указав, что в случаях отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
<дата>. Зайцева ФИО13. обратилась с жалобой к Губернатору ФИО2 края.
<дата>. Комитетом правительства ФИО2 края по гражданской защите в адрес Зайцевой ФИО14. был направлен ответ, с указанием, что при наличии государственной регистрации прав на земельный участок единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, в отношении которого предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию не раннее даты введения чрезвычайной ситуации. Дополнительно сообщают, что граждане, пострадавшие в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года, могут получить бесплатно правовую помощь в подразделениях государственного юридического бюро края.
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как следует из ст. 11 ГПК РФзащиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Как пояснила истица в судебном заседании,ее земельный участок попал в зону чрезвычайной ситуации - наводнения, которое произошло в связи с ливневыми дождями.
У суда нет оснований сомневаться в вышеуказанных показаниях, которые согласуются и подтверждаются письменными доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих факт того, что онаявляется лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в июле в августе – сентябре 2019 года на территории городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района<адрес>, условия жизнедеятельности истца были нарушены в результате паводка.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что выплаты пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации носят социальный характер, замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Зайцевой ФИО17 – удовлетворить.
Признать Зайцеву ФИО18 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края.
Обязать администрацию городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края включить ФИО1 в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - подтопления паводковыми водами на территории городского поселения «ФИО2» Бикинского муниципального района ФИО2 края.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд ФИО2 края.
Судья Н.Ю. Лавенецкая
Решение суда в окончательной форме изготовлено<дата>.