РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2014 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Спицыной В.А.
при секретаре Картабаевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камаева В.Е. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
с участием и в присутствии представителя истца Второва В.А. действующего на основании доверенности от 29.11.2013г., представителя ответчика Галыгина А.В. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
Установил:
Истец Камаев В.Е. обратился в Трусовский районный суд. г. Астрахани с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование иска указав, что является собственником обьектом недвижимости, приобретенных в результате приватизации госимущества, Данные объекты недвижимости приобретены мной в результате сделки купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 2469 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: г. Астрахань <адрес> в Трусовском районе. ДД.ММ.ГГГГ я обратился с заявлением в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о приобретении данного земельного участка в собственность. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление мне сообщило, что мое обращение о выкупе земельного участка рассмотрено, и мне было предложено представить в адрес Управления схему раздела земельного участка и обоснование площади и границ в форме рекомендательного письма комитета по строительству и архитектуре г. Астрахани. Мной за собственный счет была подготовлена схема раздела земельного участка и справка - обоснование площади границ образуемых земельных участков, данные документы я передал в Управление ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. В нарушение сроков установленных статьей 36 ЗК РФ спустя два года Управление письмом от 07.06.2013г. № направило в мой адрес распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №60-р «Об образовании земельных участков при разделе федерального земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 17250 кв.м с местоположением г.Астрахань, <адрес> До настоящего времени в соответствии с порядком установленным ст. 36 ЗК РФ не представлен на подписание проект договора купли-продажи земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ я был вынужден обратиться в Управление письменно с целью получить разъяснения по сложившейся ситуации. 05.09. 2013 года мною был получен ответ, в котором Управление отказывает мне в предоставлении мне земельного участка на каком-либо праве. В связи с чем, просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в астраханской области заключить с Камаевым В.Е. договор купли-продажи земельного участка площадью 2469 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> расположенный по адресу г. Астрахань, Трусовский район, <адрес> выкупной цене определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы изложенные в отзыве.
Суд выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Согласно п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Из содержания указанной нормы следует, что граждане имеют право на приобретение в собственность земельного участка по льготной цене - 2,5% кадастровой стоимости только в том случае, если право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на данном земельном участке, у них возникло до вступления в силу ЗК РФ, то есть до 30.10.2001 года.
Истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: бытовой корпус Литер А площадью 456,1 кв.м., проходная Литер Б площадью 43 кв.м., гаражи Литер Е площадью 67 кв.м.., что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8-10).
Согласно Справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» обьекты капитального строительства расположенные по адресу г. Астрахань, <адрес> были переданы из государственной собственности собственность АООТ «Астраханводстрой» на основании Плана приватизации, утвержденного Решением Комитета по управлению государственным имуществом от 27.11.1992г.
На основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «ПМК-24» и Камаевым В.Е. указанные объекты недвижимости расположенные по адресу <адрес> приобретены в собственность Камаевым В.Е.
На основании изложенного, учитывая, что право собственности объекты недвижимости были приобретены до введения в действие ЗК РФ из государственной собственности, Камев В.Е. имел право на приобретение соответствующего земельного участка по льготной цене.
В связи чем, 13.04.2011г. Камаев В.Е. обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области с заявлением о выкупе земельного участка по адресу г. Астрахань <адрес>
Письмом № от 02.06.2011г. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области сообщило, что рассмотрев обращением о выкупе земельных участков, под обьектами недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц, заявителю необходимо представить пакет документов содержащий в том числе схему раздела земельного участка и обоснование площади и границ образуемых при разделе земельных участков, акт (заключение) обследования домовладения на наличие (отсутствие) зданий и сооружений на территории земельного участка выполненный БТИ. (л.д. 43-45)
14.11.2011г. данные требования были выполнены заявителем. (л.д. 42)
На основании схемы раздела земельного участка, Росимуществом земельный участок кадастровый номер 30:12:040929:0003 по адресу г. Астрахань, <адрес> был разделен на два самостоятельных земельных участка с кадастровым номером 30:12:040929::72 и 30:12:040929:71 по адресу г. Астрахань, <адрес> (л.д. 19)
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, в состав которого при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке входят выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
В соответствии с общими положениями о договоре купли-продажи, содержащимися в статье 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Цена определяется сторонами в момент заключения договора. Таким образом, цена по договору купли-продажи земельного участка должна определяться на основании действующих на момент его заключения законов и нормативных правовых актов.
В случае, если уполномоченный орган незаконно уклоняется от заключения договора, то при понуждении к заключению такого договора цена должна быть определена по ставке, действующей на момент наступления обязанности органа заключить такой договор.
Все действия, которые истцу было необходимо совершить для разрешения вопроса о предоставлении ему земельного участка в собственность, были выполнены.
На стадии заключения договора купли-продажи ответчик оспаривал момент обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка, между тем, в ходе судебного разбирательства, ответчик не признает за истцом исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 1 названной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, исходя из размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка до 1 июля 2012 года.
В соответствии с частью 2 статьи 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Заявление ответчика о применении срока исковой давности к исковым требованиям Камаева В.Е. не может быть удовлетворено, поскольку правоотношения являются длящимися. В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования нематериального характера, к числу которых относятся требования, заявленные Камаевым В.Е. о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи.
Учитывая то обстоятельство, что принадлежащие В.Е. на праве собственности объекты недвижимого имущества ранее были отчуждены из государственной собственности и право собственности на него у истца возникло до 01 июля 2012 года, суд приходит к выводу о том, что выкупная цена земельного участка занятого объектами недвижимого имущества истца и необходимого для его использования не может превышать двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194,198,199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2469 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30:12:040929:71 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2,5% ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░