РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 10 декабря 2018 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., при секретаре Тонтоеве А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Тункинского района РБ к Администрации МО «Тункинский район», МБОУ «Галбайская ООШ» об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, понуждении к совершению действий по установке системы видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Тункинского района, обращаясь в суд в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц просил обязать Администрацию МО «Тункинский район», МБОУ «Галбайская ООШ» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, понудить к совершению действий по установке системы видеонаблюдения, системы экстренного оповещения в здании МБОУ «Галбайская ООШ».
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в феврале 2018 г. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях а также законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся. Выявлено, что в нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 52, п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 водный объект в МБОУ «Галбайская ООШ» используется в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. МБОУ «Галбайская ООШ» не исполняются в полном объеме требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2018 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов». В нарушение п. 22 Постановления № 1235 в МБОУ «Далахайская ООШ» не оснащена системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, МБОУ «Далахайская ООШ» не оснащена системой видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора Тункинского района Денисова Н.В. поддержала исковое заявление в полном объеме.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Галбайская ООШ» Манзаракшеева Д.М. исковые требования признала в полном объеме, дав письменное согласие на удовлетворение требований прокурора.
Представитель администрации МО «Тункинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя, отложении судебного заседания в адрес суда не поступало. Ранее представитель Зурбаев Б.Д. исковые требования признавал, пояснял, что Администрацией района предпринимаются всевозможные меры к устранению нарушений, указанных в представлении, однако их устранение требует финансовые и временные затраты.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплен приоритет охраны здоровья детей как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ в компетенцию образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
В ходе прокурорской проверки образовательных учреждений Тункинского района выявлено, что в нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 52, п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 водный объект в МБОУ «Галбайская ООШ» используется в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) закреплены основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, к которым относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно ст. 2, 7 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В нарушение п. 22 Постановления № 1235 в МБОУ «Галбайская ООШ» не оснащена системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения, что подтверждается результатами прокурорской проверки.
По результатам проверки прокуратурой района 16.02.2018 года внесено представление главе-руководителю администрации МО «Тункинский район» об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени меры устранению указанных нарушений закона не приняты ввиду отсутствия финансирования.
Согласно п. 1.10 Устава, утвержденного постановлением администрации МО «Тункинский район» от 19.10.2015 № 314, учредителем и собственником МБОУ «Галбайская ООШ» является муниципальное образование «Тункинский район».
Функции и полномочия Учредителя МБОУ «Галбайская ООШ» от имени муниципального образования «Тункинский район» осуществляет администрация МО «Тункинский район» в лице муниципального казенного учреждения «Управление образования» администрации МО «Тункинский район», от лица последнего функции и полномочия осуществляет администрация МО «Тункинский район» в лице учредителя - МКУ «Управление образования» администрации МО «Тункинский район», собственником имущества - МКУ Управление «Казна муниципального имущества администрации МО «Тункинский район».
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечения технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Непринятие мер по устранению выявленных нарушений закона нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия обучения и воспитания, что является недопустимым.
Таким образом, в суде установлено, что водный объект в МБОУ «Галбайская ООШ» используется без санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, МБОУ «Галбайская ООШ» не оснащена системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Поскольку признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом принимается признание ответчиком иска.
В силу требований ч.2 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление и.о. прокурора Тункинского района РБ к Администрации МО «Тункинский район», МБОУ «Галбайская ООШ» об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, понуждении к совершению действий по установке системы видеонаблюдения.
Обязать Администрацию МО «Тункинский район», МБОУ «Галбайская ООШ» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, установить систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, установить систему видеонаблюдения в здании МБОУ «Галбайская ООШ».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Тункинский районный суд.
Судья: подпись Харханова М.В.
Подлинник решения (определения) находится в Тункинском районном суде РБ и подшит в гражданское (административное) дело № 2-660/2018
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Харханова М.В.
Секретарь Тонтоев А.Б.