Дело № 2-659/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.Ишим Тюменской области 22 апреля 2015 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи М.А. Засорина,
с участием прокурора Коноваловой А.А., истца Сидоровой А.И., представителя ответчика - Правительства Тюменской области по доверенности Файт О.И., при секретаре Т.П. Михновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-660/2015 по иску Ишимского межрайонного прокурора в интересах Сидоровой А. И. к Правительству Тюменской области и администрации города Ишима Тюменской области о возложении обязанности предоставить жилое помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Сидоровой А.И. к Правительству Тюменской области и администрации города Ишима Тюменской области о возложении на Правительство Тюменской области обязанности предоставить Сидоровой А.И. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и о возложении на администрацию города Ишима Тюменской области обязанности заключить с Сидоровой А.И. ***, договор найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования прокурора мотивировано следующим:
Приказом начальника отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Ишима Сидорова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Ишима. До настоящего времени жильем, пригодным для проживания, не обеспечена.
Истец Сидорова А.И. и помощник прокурора Коновалова А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Правительства Тюменской области Файт О.И. с исковыми требованиями согласна. Считает, что Сидорова А.И. имеет право на обеспечение жилым помещением.
Представитель администрации города Ишима Тюменской области Е.А. Кулыгина в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть дело в отсутствие, направила в суд письменные возражения, в которых с иском не согласилась. (л.д.32-34)
Заслушав истца и помощника прокурора, представителя Правительства Тюменской области, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно свидетельству о рождении Сидорова А И, родилась ***, ее родителями являлись Сидоров И. Л. и Сидорова Е. Е. (л.д.8)
Согласно свидетельству о смерти, Сидоров И. Л. умер ***. (л.д.9)
Решением Омутинского районного суда Тюменской области от 16.08.2006 года, Сидорова Е. Е. была лишена родительских прав в отношении дочери Сидоровой А. И., ***. (л.д.10-13)
Согласно справке сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Омутинского района Сидорова А.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д.19)
Согласно приказу отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Ишима Департамента социального развития Тюменской области № 25-п от 02.02.2015 года Сидорова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Ишима. (л.д.14)
Согласно справке отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Ишима Департамента социального развития Тюменской области Сидорова А.И. не имеет закрепленной жилой площади на территории г.Ишима. (л.д.15)
Согласно справке сектора по опеке, попечительству и охране прав детства города Омутинского района Департамента социального развития Тюменской области Сидорова А.И. имущества на территории Омутинского района не имеет. (л.д.16)
Согласно справке МКУ «УЖКХ г.Ишима» и выписке из домовой книги, Сидорова А.И. значится зарегистрированной по адресу: г.Ишим ул.Равнинная, д.12, кв.2. Кроме неё в квартире значатся зарегистрированными еще *** человек, общая площадь жилья составляет *** кв.м., жилая – *** кв.м.. (л.д.17-18)
По информации администрации г.Ишима из муниципального жилищного фонда г.Ишима жилое помещение Сидоровой А.И. не предоставлялось. В списках нанимателей жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Сидорова А.И. не значится. (л.д.20)
Аналогичные сведения содержатся в справках администрации Ишимского муниципального района Тюменской области. (л.д.21, 24)
Согласно справке Ишимского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» (л.д.23) Омутинского районного отделения ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» (л.д.25) Сидорова А.И., ***, собственником недвижимого имущества, на территории г.Ишима и Ишимского района Тюменской области не значится. Право бесплатной приватизации не использовано. (л.д.22)
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области сведения о правах на объекты недвижимого имущества Сидоровой А.И., *** отсутствуют. (л.д.23)
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у истицы, достигшей совершеннолетия и по окончании учебного заведения, возникло право на обеспечение её специализированным жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.
Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 (ред. от 03 октября 2012 года) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учета и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст.30.1 указанного Закона Тюменской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статьи 30.2 указанного Закона, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п утвержден Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений (далее Порядок).
В пункте 1 Порядка указано, что он регулирует правоотношения по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенным ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07октября 1999 №137, жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений, а также заключению в отношении данных жилых помещений договоров социального найма в случаях, установленных ч.7 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 № 137.
Пунктом 3.1. Порядка предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, иных случаях ранее чем по достижении ими возраста 18 лет, предусмотренных законодательством Тюменской области.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется.
Согласно п. 3.2 Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа.
В случае невозможности предоставления жилых помещений по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе.
Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и - детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п..
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию
уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что Сидорова А.И. относится к числу детей сирот-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, включена в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, жилья в собственности не имеет, право на приватизацию ею не использовано, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживает на территории города Ишима Тюменской области, поэтому имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения на территории города Ишима Тюменской области из специализированного жилищного фонда Тюменской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. Обязанность предоставления такого жилого помещения лежит на правительстве Тюменской области. А администрация города Ишима после предоставления Правительством Тюменской области жилого помещения, обязана заключить с Сидоровой А.И. договор найма специализированного жилого помещения.
Возражения в данной части представителя администрации г. Ишима – не основано на требованиях Закона, а значит не может быть принято судом в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец и ответчики в соответствии со статьей 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, данные расходы следует принять на счет государства.
Руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, на основании ст.ст. 49,51,57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.30.1, 30.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Сидоровой А. И., ***, из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма на территории города Ишима Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18,0 кв.м.
Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области после предоставления жилого помещения Сидоровой А. И., *** заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
Расходы по государственной пошлине принять на счет государства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда через Ишимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения
Председательствующий: подпись М.А. Засорин
Подлинное решение подшито в гражданское дело № 2-659/2015 и хранится в Ишимском городском суде Тюменской области.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна: судья М.А. Засорин
Решение Ишимского городсрого суда Тюменской области от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дответчика Администрации города Ишима Тюменской области - без удовлетворения.