Административное дело №2а-1175/2017
Мотивированное решение
изготовлено 25 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 25 декабря 2017 года Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Балакиной И.А.,
при секретаре Шибаковой Е.Ю.,
с участием: старшего помощника Невьянского городского прокурора Саркисян Д.А.,
представителя административного истца – Федерального казенного учреждения Исправительная колония №46 ГУФСИН России по Свердловской области – Ярковского М.В., действующего на основании доверенности,
административного ответчика Соколова С.А., представителя – адвоката Богомолова В.Ю.,
рассмотрев в выездном судебном заседании в помещении ФКУ ИК-46 ГУФСИН России по Свердловской области административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония №46 ГУФСИН России по Свердловской области об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, возложении административных ограничений,
установил:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №46 ГУФСИН России по Свердловской области в лице начальника Макарихина С.С. (далее по тексту – исправительное учреждение, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, - Соколовым С.А., сроком на три года, с возложением административных ограничений:
обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) четыре раза в месяц;
запрещения пребывания вне места жительства (пребывания) с 22:00 до 06:00;
запрещения выезда за пределы места жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел;
запрещения пребывания в местах, где осуществляется продажа спиртных напитков;
запрещения посещения массовых мероприятий с большим скоплением людей.
В обоснование заявления указано, что Соколов С.А. осужден за убийство человека к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима; освобождается из мест лишения свободы 08.02.2018. За период отбывания наказания многократно подвергался дисциплинарным взысканиям за нарушения установленного порядка отбывания наказания; 14.03.2012 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия отбывания наказания, характеризуется отрицательно, на меры воспитательного воздействия не реагирует.
Представитель административного истца в судебном заседании заявление поддержал.
Административный ответчик и его представитель в части установления административного надзора не возражали; однако полагали, что срок административного надзора должен быть установлен 1 год 6 месяцев. Ограничения, которые просит установить административный истец, также являются необоснованными, будут препятствовать лечению и трудовой занятости административного ответчика: количество явок в орган внутренних дел следует установить в размере одной явки в месяц; ограничения в виде нахождения в ночное время по месту жительства, запрещение выезда за пределы места жительства будут нарушать право на труд и лечение ответчика; ограничения в виде посещения мест проведения массовых мероприятий, мест, где осуществляется продажа алкогольной продукции, не мотивировано.
Прокурор в заключении по делу полагал, что административное исковое заявление обоснованно, поскольку Соколов С.А. совершил особо тяжкое преступление; признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; его поведение в места лишения свободы являлось отрицательным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 64 от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1, пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из материалов дела следует, что Соколов С.А. 12.01.2010 Можайским городским судом Московской области осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 8 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из обстоятельств, установленных судом при постановлении приговора, следует, что Соколов С.А., будучи в состоянии алкогольного опьянения, совершил убийство человека из-за внезапно возникших личных неприязненных отношений, 01.08.2009 в период с 23:00 до 23:50, находясь за зданием клуба в сельской местности.
По предъявленному обвинению вину Соколов С.А. не признал. Судом учтено, что Соколов С.А. не имел определенных занятий, ранее не судим, положительно характеризовался; суд также учел явку с повинной виновного, добровольную попытку частичного возмещения потерпевшей причиненного вреда, принесение публично извинений.
Осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы 08.02.2018.
Согласно характеристике исправительного учреждения от 13.12.2017, осужденный прибыл в исправительное учреждение 08.02.2018; его поведение в местах лишения свободы является отрицательным. На меры воспитательного воздействия со стороны администрации исправительного учреждения не реагирует. Не работает, желание трудоустроиться не проявляет, не участвует в работах по благоустройству ИУ и прилегающей территории; состоит на профилактических учетах как лицо, оказывающее негативное влияние на других осужденных и как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства.
Из справки о поощрениях и взысканиях от 13.12.2017 также следует, что за период отбывания наказания поведение осужденного не являлось примерным; за период с 2010 по 2017 гг на него налагалось 46 взысканий, которые являются действующими; поощрений не имеет; 14.03.2012 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в связи с тем, что в течение года четыре раза помещался в ШИЗО; переведен в строгие условия отбывания наказания. Кроме того, за период отбывания наказания осужденный пять раз переводился в помещение камерного типа, три раза в единое помещение камерного типа.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, данные, характеризующие личность осужденного, суд приходит к выводу о том, что условия, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и служащие основанием для установления административного надзора, имеют место быть, в связи с чем, заявление исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении осужденного подлежит удовлетворению.
Осужденный по отбытию наказания намерен проживать по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, дом №23, кв. 32.
Исходя из изложенных обстоятельств, данных о личности освобождаемого из мест лишения свободы; его поведения в местах лишения свободы, суд в соответствии со ст. 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" считает необходимым установить в отношении осужденного ограничения в виде:
запрещения Соколову С.А. пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22:00 текущего дня до 06:00 следующего дня, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы;
запрещения Соколову С.А. выезда за пределы г. Москвы и Московской области по избранному месту жительства или пребывания, без разрешения органа внутренних дел;
запрещения Соколову С.А. посещения дискотек и ночных клубов.
Возложить обязанность на Соколова С.А. являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) для регистрации.
При установлении ограничений и обязанности, суд исходит из обстоятельств, установленных по уголовному делу, а также из исследованных в судебном заседании обстоятельств о состоянии здоровья административного ответчика, о его возможности трудоустройства экспедитором с возможностью выезда в северо-западные регионы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. В соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред. до 23.07.2013), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суд считает необходимым установить в отношении осужденного административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При этом, суд учитывает степень и общественную опасность совершенного умышленного особо тяжкого преступления против жизни человека, что свидетельствует о его значительной общественной опасности; обстоятельств совершения преступления, вышеприведенных сведений о личности осужденного; его поведения в местах лишения свободы.
Суд полагает, что срок административного надзора, установленного судом, устанавливаемые в отношении осужденного административные ограничения чрезмерными не являются, соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, его поведению в период отбывания наказания, не являющемуся положительным. Установление административного надзора семейных связей административного ответчика, его право на труд, на охрану здоровья, не нарушает.
В части установления административных ограничений в виде запрета пребывания в местах, где осуществляется продажа спиртных напитков, запрета посещения массовых мероприятий с большим скоплением людей, суд полагает достаточным установить административное ограничение в виде запрещения посещения дискотек и ночных клубов, исходя из установленных обстоятельств по делу.
Само по себе несогласие административного ответчика с наложенными взысканиями не свидетельствует об их неправомерности.
На основании пункта 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 00.00.0000 N64-ФЗ срок административного надзора надлежит исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" поднадзорное лицо, в том числе, обязано: прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания.
Поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении срока административного надзора. (ст. 4, 9 Федерального закона №64-ФЗ).
Часть 3 ст. 12 Федерального закона №64-ФЗ предусматривает возможность получения поднадзорным лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4, 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд в связи с исключительными личными обстоятельствами, к числу, которых относятся заключение трудового договора или заключение гражданско-правового договора о выполнении работ или оказании услуг; необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица, либо в установленных судом пределах территории.
Суд разъясняет, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Соколова Сергея Алексеевича, 18.03.1981 года рождения, уроженца г. Москвы, сроком на три года, с установлением административных ограничений в виде:
запрещения Соколову С.А. пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22:00 текущего дня до 06:00 следующего дня, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы;
запрещения Соколову С.А. выезда за пределы г. Москвы и Московской области по избранному месту жительства или пребывания, без разрешения органа внутренних дел;
запрещения Соколову С.А. посещения дискотек, ночных клубов.
Возложить обязанность на Соколова С.А. являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) для регистрации.
Срок административного надзора в отношении Соколова С.А. исчислять со дня его постановки на учет в органы внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.
Председательствующий – (И.А. Балакина)