к делу № 2а-194/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» июня 2016 г. а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи А.Н. Воитлева,
при секретаре судебного заседания И.И. Керим-Заде,
с участием: помощника прокурора М.А. Лихачева,
специалиста 1-ой категории юриста администрации МО «Хакуринохабльское сельское поселение» А.Ш. Сетовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по административному исковому заявлению прокурора Шовгеновского района к администрации МО «<данные изъяты>» о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «<данные изъяты>» о признании не незаконным бездействия администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, а также обязании администрации МО «<данные изъяты>» ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора. Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Шовгеновского района проведена проверка природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами на поднадзорной территории. В ходе проверки деятельности сельского поселения выявлен ряд грубых нарушений действующего законодательства в сфере обращения с бытовыми отходами. Администрацией МО «<данные изъяты>» надлежащих мер по ликвидации свалки бытового мусора, а также производству мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не принято. При этом свалка, как место временного хранения и складирования мусора, администрацией МО «<данные изъяты>» не регистрировалась, свалка является стихийной. В ходе проверки выявить лицо, создавшее свалку, не представилось возможным. Однако, факт наличия на территории МО «<данные изъяты>» указанной свалки не освобождает ответственный орган местного самоуправления поселения от обязанности по принятию мер к ее ликвидации. Ранее 26.04.2017 года прокуратурой района в адрес главы МО «<данные изъяты>» было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе о ликвидации свалки, однако по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования действенных мер принято не было. Бездействие администрации МО «<данные изъяты>» по ликвидации стихийной свалки является одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего административного искового заявления в суд.
Помощник прокурора Шовгеновского района Лихачев М.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их полностью удовлетворить.
Представитель административного ответчика МО «<данные изъяты>» Сетова А.Ш. в судебном заседании представила отзыв на административное исковое заявление прокурора Шовгеновского района, согласно которому указанный в исковом заявлении земельный участок как несанкционированная свалка в соответствии с постановлением главы администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения полигона по захоронению для райцентра и близлежащих населенных пунктов с последующим отводом земельного участка площадью 3 га пастбища», постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы МО «<данные изъяты>» «О предварительном согласовании МО «<данные изъяты>» земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов и утверждении акта о выборе земельного участка», актом выбора земельного участка под размещение полигона по захоронению твердых бытовых отходов <адрес>, начал функционировать с 2001 года. С 2001 года надзорные и контролирующие органы неоднократно проводили проверку состояния свалки, выносились предписания по устранению выявленных нарушений касающихся содержания свалки в адрес администрации района, но ни разу не выносились постановления о закрытии данной свалки как несанкционированной. С 2001 по 2013 годы вывозил отходы на данную свалку только МП «<данные изъяты>» с ведома администрации района. Земля, на которой располагается свалка, относится к землям сельскохозяйственного назначения с неразграниченным правом собственности, а распоряжается вышеуказанным земельным участком в соответствии с Земельным кодексом за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МО «<данные изъяты>». Считают, что ликвидировать данную свалку должна администрация МО «<данные изъяты>» как распорядитель данного земельного участка, отвечающий соответственно согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ за экологическое ее состояние. На сегодняшний день на свалке скопилось ориентировочно более 18000 м3 отходов. Чтоб ликвидировать свалку в соответствии с санитарными и экологическими требованиями необходимо вывести все эти отходы на санкционированный полигон и провести мероприятия по рекультивации земельного участка. Все эти мероприятия выполнить в течении короткого промежутка времени не представляется возможным, так как это сопряжено с большими финансовыми затратами.
Также к отзыву была приложена копия Постановления администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения полигона по захоронению для райцентра и близлежащих населенных пунктов с последующим отводом земельного участка площадью 3 га пастбища», копия Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании МО «<данные изъяты>» земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов и утверждении акта о выборе земельного участка», копия акта выбора земельного участка под размещение полигона по захоронению твердых бытовых отходов <адрес>.
Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав предоставленные истцом письменные доказательства и отзыв представителя административного ответчика на исковое заявление с приложенными к нему документами в совокупности, дав им надлежащую оценку, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой Шовгеновского района проверкой природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами на поднадзорной территории МО «<данные изъяты>» выявлены нарушения действующего законодательства в сфере обращения с бытовыми отходами. Так, администрацией МО «<данные изъяты>» надлежащих мер по ликвидации свалки бытового мусора, а также производству мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не принято. При этом свалка как место временного хранения и складирования мусора администрацией МО «<данные изъяты>» не регистрировалась, свалка является стихийной. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы МО «<данные изъяты>» было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе о ликвидации свалки, однако по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования действенных мер принято не было (л.д. л.д. 7-9).
Как следует из п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрацией МО «<данные изъяты>» по сегодняшний день не предпринято каких-либо действенных мер по ликвидации свалки бытового мусора, находящейся на окраине а. Хакуринохабль. В связи с этим суд считает необходимым обязать администрацию МО «<данные изъяты>» предпринять все необходимые меры для ликвидации свалки бытового мусора и сообщить об этом суду до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из всего вышеописанного, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административные исковые требования прокурора Шовгеновского района к администрации МО «<данные изъяты>» о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов.
Признать незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора.
Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, находящуюся на территории МО «<данные изъяты>» на окраине <адрес> по направлению на Северо-запад.
В течение трех дней после вступления в законную силу решения суда, направить его копию административному ответчику с отметкой о вступлении в законную силу, для исполнения.
Об исполнении решения суда по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора сообщить суду до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья-подпись. Копия верна.
Судья Шовгеновского
районного суда
Республики Адыгея А.Н. Воитлев