Решение по делу № 2а-1762/2016 от 21.09.2016

Дело № 2а-1762/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                            21 октября 2016 года

Борисоглебский      городской      суд      Воронежской        области    в      составе:

председательствующего судьи                                    Оленина Д.С.,

при секретаре                                      Гринцевич Е.Г.,

с участием:

прокурора                                        Юриной С.А.,

административного истца                            Сухинина А.А.,

представителя административного ответчика                Шняк Л.А.,

представителя административного ответчика адвоката            Колбасиной Т.П.,

представителя административного ответчика                Мануковской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сухинина А.А. к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области незаконными,

установил:

Сухинин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 24 КАС РФ к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области незаконными, отмене результатов выборов по одномандатному избирательному округу № 8 Борисоглебского городского округа Воронежской области.

В обоснование административного иска указано, что 18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов в Борисоглебскую городскую Думу VII созыва.

Он являлся зарегистрированным кандидатом от избирательного объединения Борисоглебское местное отделение Воронежского областного отделения КПРФ по одномандатному избирательному округу № 8 Борисоглебского городского округа Воронежской области.

Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области в нарушение требований ч. 14 ст. 63 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Сухинина А.А. – зарегистрированного кандидата в депутаты в Борисоглебскую Городскую Думу Борисоглебского городского округа Воронежской области по одномандатному избирательному округу № 8 не оповестила и не пригласила на передачу бюллетеней из Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа в Участковые избирательные комиссии №№ 04/22, 04/23, 04/24, тем самым лишив его права присутствовать при процессе передачи бюллетеней. О факте передачи бюллетеней Сухинин А.А. узнал от кандидата в депутаты в Борисоглебскую городскую Думу Борисоглебского городского округа Воронежской области по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО13 и члена Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа с правом совещательного голоса от КПРФ ФИО20 которые видели бесконтрольную передачу избирательных бюллетеней в помещении администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области. В связи с этим нарушением Сухинин А.А. подал жалобы в Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа и Борисоглебскую межрайпрокуратуру. Факт нарушения порядка передачи бюллетеней из Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа в Участковые избирательные комиссии подтверждается письмами Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа и Избирательной комиссии Воронежской области. Кроме того, данные факты нарушили его пассивное избирательное право – быть избранным в органы местного самоуправления, предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ.

В судебном заседании административный истец Сухинин А.А. дополнил административные исковые требования и указал, что как следует из сводной таблицы по избирательному округу № 8 Борисоглебского городского округа Воронежской области в отношении избирательного участка № 04/23, итоги голосования на указанном избирательном участке были искажены избирательной комиссией, поскольку в сводной таблице имеются многократные исправления итогов голосования, не позволяющие с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей, что свидетельствует о недействительности итогов голосования, установленных избирательной комиссией на данном избирательном участке. Учитывая, что Сухинин А.А. на участках № 22 и № 24 опережал ближайшего конкурента суммарно на 36 голосов избирателей, внесение искаженных сведений участковой избирательной комиссией в результаты голосования на избирательном участке № 23 повлияло на итоговый результат выборов депутатов в Борисоглебскую городскую Думу VII созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Борисоглебского городского округа Воронежской области и изменило итоговый расклад голосов избирателей в отношении кандидатов.

В последующем административный истец дополнил требования, указав, что допущенные нарушения порядка установления итогов голосования Участковой избирательной комиссией № 04/23 и нарушения при передаче бюллетеней от вышестоящей избирательной комиссии нижестоящим избирательным комиссиям являются основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования и проведения повторного подсчета голосов, с возложением обязанности на Участковую избирательную комиссию № 04/23 составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный».

Судом к участию в деле были привлечены в качестве административных ответчиков Хвастунов А.А. и Участковая избирательная комиссия № 04/23 Борисоглебского городского округа, в качестве заинтересованных лиц Крицкий Н.И. и Волкова И.В.

В судебном заседании административный истец отказался от части исковых требований, о чем в материалах дела имеется соответствующее определение о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу в части.

В окончательной редакции, административный истец Сухинин А.А., ссылаясь на ч. 13 ст. 63 и п. «д» ч. 1.2 ст. 77 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просит признать действия Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области в связи с бесконтрольной передачей бюллетеней в Участковые избирательные комиссии без их поштучного пересчета незаконными.

В данной редакции административный истец требования поддержал и просил в решении суда констатировать факт нарушения Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, в частности ее председателем Шняк Л.А., требований ч. 13 ст. 63 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с целью последующего привлечения виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дополнительно Сухинин А.А. пояснил, что нарушения выразились в том, что Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области при передаче бюллетеней Участковым избирательным комиссиям не произвела их поштучный пересчет и выбраковку. Данными действиями были созданы предпосылки для дальнейших нарушений избирательного законодательства в ходе выборов. Этими нарушениями он был очень расстроен, у него поднялось давление, разболелась голова. Имеющаяся гипертоническая болезнь обострилась и ему нужна помощь терапевта.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области Шняк Л.А. иск не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. в подвальном помещении администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области членами Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа <адрес> с правом решающего голоса, включая члена избирательной комиссии от Борисоглебского местного отделения КПРФ ФИО8, был произведен поштучный пересчет и выбраковка избирательных бюллетеней всех уровней выборов, в том числе по одномандатному избирательному округу № 8. Передачу бюллетеней осуществляли члены ТИК городского округа с правом решающего голоса ФИО9, ФИО10 и секретарь избирательной комиссии ФИО11 Получение избирательных бюллетеней от Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области осуществляли председатели, заместители председателей и секретари участковых избирательных комиссий городского округа в присутствии представителей отдела МВД России по г. Борисоглебску, закрепленных за каждой участковой комиссией.

Действительно, при приеме - передаче избирательных бюллетеней Сухинин А.А. не присутствовал, однако, в процессе передачи избирательных бюллетеней в помещение, в котором осуществлялась выдача документов строгой отчетности, вошли член Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа с правом совещательного голоса от КПРФ ФИО12 кандидат в депутаты в Борисоглебскую Городскую Думу Борисоглебского городского округа Воронежской области по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО13 Секретарь Территориальной избирательной комиссии ФИО11 указала данным лицам на то, что могут присутствовать и наблюдать за выдачей бюллетеней, но не участвовать в процессе их передачи членам УИК. Указанные лица, оставаясь в цокольном помещении администрации Борисоглебского городского округа могли беспрепятственно наблюдать за процессом передачи участковым избирательным комиссиям бюллетеней для голосования. После получения избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по возращении в помещение УИК произвели пересчет полученных бюллетеней с составлением соответствующих актов. В результате пересчета расхождения в количестве переданных бюллетеней не выявлено. После поступления в Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа Воронежской области жалобы ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение № 33/345-6 от ДД.ММ.ГГГГ поручить участковым избирательным комиссиям с 04/01 по 04/50 произвести ДД.ММ.ГГГГ повторный пересчет избирательных бюллетеней, полученных по актам от ТИК БГО ДД.ММ.ГГГГ. По итогам повторного пересчета расхождений не выявлено.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области адвокат Колбасина Т.П. иск не признала и пояснила, что нарушения требований п. 14 ст. 63 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имели место быть, однако они были вызваны объективными причинами, связанными с недостаточностью материально-технической базы и оснащенностью ТИК БГО. При этом, сам факт передачи бюллетеней без их поштучного пересчета никаких прав кандидата в депутаты Сухинина А.А. не нарушил. А поскольку нет нарушений прав, в иске следует отказать.

Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии Борисоглебского городского округа № 04/23 ФИО7 против удовлетворения иска возражает, указав, что поштучный пересчет избирательных бюллетеней проводился дважды членами участковых комиссий и никаких расхождений не выявлено. В ходе проведения выборов, подсчета голосов и установлении итогов голосования никаких жалоб не поступало.

Административный ответчик Хвастунов А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства и доказательства уважительности причины неявки суду не представил.

Заинтересованное лица Волкова И.В. и Крицкий Н.И. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, заслушав заключение помощника Борисоглебского межрайпрокурора Юриной С.А., полагавшей, что нарушения требования закона при передаче бюллетеней были, но считать их существенными оснований не имеется, доказательств, которые с достоверностью свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца не имеется, что является основанием для отказа в иске, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов в Борисоглебскую городскую Думу VII созыва Борисоглебского городского округа Воронежской области.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Сухинин А.А. являвшийся зарегистрированным кандидатом в депутаты в Борисоглебскую городскую Думу VII созыва от избирательного объединения Борисоглебское местное отделение Воронежского областного отделения КПРФ по одномандатному избирательному округу № 8 Борисоглебского городского округа Воронежской области обратился с административным исковым заявлением о признании действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа незаконными, по мотиву того, что Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа не были выполнены требования п. 13 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ а именно: Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области не пригласила его, как кандидата, уполномоченных представителей избирательного объединения Борисоглебское местное отделение Воронежского областного отделения КПРФ для участия в предстоящей передаче избирательных бюллетеней по избирательному округу вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, и не произвела их поштучный пересчет, выбраковку и уничтожение.

В силу п. 13 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.

Пункт 14 ст. 63 Федерального закона 67-ФЗ предусматривает право кандидатов, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), представителей этих кандидатов, представителей избирательных объединений, наименования которых указаны в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, а также подписывать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

Данный пункт также обязывает соответствующие комиссии оповестить указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней, а также предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Глава 7 Федерального закона № 67-ФЗ определяет гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.

При этом, нормы указанной главы предусматривают императивное определение информационного обеспечения выборов, которое бы способствовало осознанному волеизъявлению граждан.

Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области осуществила информирование избирателей, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и иных заинтересованных лиц о ходе и подготовке выборов, работе избирательной комиссии путем размещения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. заблаговременно, информации о планируемых мероприятиях с ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области на странице Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области. Решение о планируемых мероприятиях № 7/35-6 «О календарном плане основных организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Борисоглебской городской Думы было размещено на странице с адресом: <адрес> На указанной странице в сети «Интернет», в частности, было указано, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и в <данные изъяты> часов в большом зале администрации состоится совещание с председателями, секретарями УИК по вопросу передачи избирательных бюллетеней. Данное обстоятельство подтверждается справкой руководителя аппарата администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № 7872 от ДД.ММ.ГГГГ.

В предвыборной кампании 2016 года принимало участие более 200 кандидатов в депутаты в Борисоглебскую городскую Думу VII созыва.

Общих, либо специальных норм, определяющих необходимость индивидуального оповещения, либо «приглашения» каждого участника избирательного процесса о работе избирательной комиссии, в частности, о передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, законодательство не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем исполнении Территориальной избирательной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области обязанности по оповещению заинтересованных лиц о месте и времени передачи бюллетеней,

По акту от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области произвела полистный пересчет избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа VII созыва, полученных от полиграфической организации «Кристина и К» от ДД.ММ.ГГГГ. В результате пересчета установлено: количество переданных избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу № 8 – 4475 шт. соответствует количеству полученных избирательных бюллетеней.

Согласно решению № 30/336-6 от ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области решила передать по акту в участковые избирательные комиссии соответствующее количество избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу № 8: избирательный участок № 04/22 – 800 шт. (число избирателей 984), избирательный участок № 04/23 – 1 700 шт. (число избирателей 1 878), избирательный участок № 04/24 – 1 400 шт. (число избирателей 1 574), а всего – 3 900 шт., что соответствует требованиям п. 13 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ.

Как установлено судом передача бюллетеней проходила в цокольном этаже здания администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области.

Административный истец Сухинин А.А., своим правом присутствовать при передаче бюллетеней, не воспользовался.

Передачу бюллетеней осуществляли члены Территориальной избирательной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области с правом решающего голоса ФИО9, ФИО10 и секретарь избирательной комиссии ФИО11 Получение избирательных бюллетеней от Территориальной избирательной комиссии осуществляли председатели, заместители председателей и секретари участковых избирательных комиссий городского округа в присутствии представителей отдела МВД России по г. Борисоглебску, закрепленных за каждой участковой комиссией.

По приезду в участковую избирательную комиссию № 04/23 члены УИК произвели пересчет полученных бюллетеней с составлением соответствующих актов и направлением актов в Территориальную избирательную комиссию Борисоглебского городского округа Воронежской области. В результате пересчета расхождения в количестве переданных бюллетеней не выявлено. После поступления из Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области поручения произвести ДД.ММ.ГГГГ повторный пересчет избирательных бюллетеней, полученных по актам от ТИК БГО ДД.ММ.ГГГГ, повторный пересчет был произведен. Акты направлены в ТИК. По итогам повторного пересчета расхождений также не выявлено.

    В ходе рассмотрения административного иска судом установлено и не оспаривается представителями административных ответчиков, что в нарушение п. 13 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ Территориальной избирательной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области поштучный пересчет, их выбраковка и уничтожение (при выявлении) в процессе передачи бюллетеней участковым избирательным комиссиям не производились.

Из положений ч. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, следует, что установленные судом обстоятельства «других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума» (п. «д» ч. 2) являются основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46, 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Однако от соответствующих административных исковых требований административный истец Сухинин А.А. отказался в установленном порядке и настаивал на рассмотрении только его требования о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области.

При этом, административный истец Сухинин А.А. не указал в чём, в настоящее время, заключается нарушение его прав как кандидата, гражданина и каким образом его права должны быть восстановлены; суду он не представил требований и доказательств, указывающих на необходимость восстановления или защиты его прав в порядке административного судопроизводства.

Фактически, административный истец Сухинин А.А. не требовал восстановления его прав, а просил лишь суд установить (констатировать) в своем решении факт нарушения Закона в действиях Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области по передаче бюллетеней Участковым избирательным комиссиям без их поштучного пересчета, признав их незаконными.

В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Суд считает, что административный иск в заявленной редакции удовлетворению не подлежит.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Сухинина А.А. к Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании действий Территориальной избирательной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области незаконными, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий:

2а-1762/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухинин А.А.
Ответчики
Хвастунов А.А.
Территориальная избирательная комиссия БГО
Другие
Крицкий Н.И.
Волкова И.В.
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Дело на странице суда
borisoglebsky.vrn.sudrf.ru
21.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
22.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2016[Адм.] Судебное заседание
11.10.2016[Адм.] Судебное заседание
20.10.2016[Адм.] Судебное заседание
21.10.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее