дело № 2-661/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ключи Усть – Камчатского района
Камчатского края 12 декабря 2013 года
Усть – Камчатский районный суд Камчатского края в составе:
судьи Михайловой И.Г.,
при секретаре Шелестовой М.Е.,
с участием заявителя Драчинского В.В., представителя заявителя Колчанова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Драчинского Виктора Витальевича о признании незаконным решения Управления Росреестра по Камчатскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка и о признании незаконным решения Управления Росреестра по Камчатскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении на Управление Росреестра по Камчатскому краю обязанности по устранению допущенных нарушений путем вынесения решения о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, решения о государственной регистрации договора аренды,
у с т а н о в и л:
Драчинский В.В. обратился в суд с указанным заявлением мотивируя тем, что 05 августа 2013 года он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Камчатскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – магазин «Лотос».
20 сентября 2013 года государственным регистратором ФИО4 вынесены оспариваемые решения за номерами 01/25/2013-673, 01/25/2013-674 со ссылкой на абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ.
Считает вынесенные решения об отказе в государственной регистрации незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка государственный регистратор указала, что Единый государственный реестр прав не содержит сведений о правах Драчинского В.В. на объект недвижимого имущества: здание магазина. Однако, по мнению заявителя, Закон о регистрации прав и Земельный кодекс РФ не содержат обязательного условия для регистрации права аренды земельного участка, как наличие права собственности на расположенный на данном участке объект недвижимости.
В 2007 году на указанном земельном участке заявителем создан объект недвижимости магазин «Лотос» по адресу: <адрес>.
Указывает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство таких объектов недвижимости в соответствии с п.2 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не требуется, поскольку магазин построен путем реконструкции трех киосков, принадлежащих В.В. Драчинскому на праве собственности, на основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ №№, ДД.ММ.ГГГГ №№, ДД.ММ.ГГГГ №№, путем пристройки к ним коридора, крыльца, хозяйственных помещений. Стены постройки каркасно-засыпные, имеется фундамент, электроснабжение осуществляется через присоединенную сеть, водоснабжение централизованное от поселковой сети, отопление автономное, канализация автономная (локальная), подвального помещения не имеет.
Акт осмотра, подтверждающий эти обстоятельства, был представлен в регистрирующий орган.
Декларация, содержащая описание объекта недвижимости, прилагается. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права заявителя, не имеется.
Указывает, что оспариваемые решения нарушают права заявителя как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Просит: признать решение Управления Росреестра по Камчатскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – магазин «Лотос», расположенный по адресу: <адрес> недействительным и обязать этот орган устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости; признать решение Управления Росреестра по Камчатскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка недействительным и обязать этот орган устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№, имеющего местоположение: <адрес>, Усть – <адрес>.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям. изложенным в заявлении.
Представитель заявителя – Колчанов Ю.В., допущенный судом к участию в деле на основании устного ходатайства заявителя, требования своего доверителя поддержал, полагая оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка и магазина «Лотос» не основанными на нормах действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили. Представили суду письменный отзыв в котором указали, что единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) не содержит сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества: здание магазин "Лотос", расположенное по адресу: <адрес> (далее - спорное здание); земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации здания магазина, общая площадь 500 кв. м., кад. № № (далее - спорный земельный участок).
Указывают, что с 31.01.1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), в соответствии с которым государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, ограничения (обременения) прав (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ).
14.11.2012 в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды обратился Драчинский Виктор Витальевич. В качестве правоустанавливающего документа заявителем был предоставлен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — договор от 15.10.2012).
В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ, обязательным этапом государственной регистрации является правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов.
По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации сделки (договора аренды от 15.10.2012) по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду спорный земельный участок, для использования в целях эксплуатации здания магазина.
Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что на спорном земельном участке расположено здание магазина. Однако на момент принятия решения государственным регистратором ЕГРП не содержит сведений о правах истца на спорное здание.
На основании п.3 ст.8, п.2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственным регистратором были сделаны запросы в Администрацию Усть-Камчатского муниципального района с целью получения информации, необходимой для государственной регистрации.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель был уведомлен о причинах приостановления государственной регистрации, о сроке приостановления, а также о том, что в случае, если по истечении указанного срока причины, препятствующие государственной регистрации, не будут устранены, государственный регистратор, в соответствии с положениями п.2 ст. 19 Федерального закона № 122-ФЗ, обязан отказать в государственной регистрации.
10.12.2012 в Управление поступил ответ Администрации Усть-Камчатского муниципального района от 03.12.2012 № 2562, в котором сообщалось, что спорное здание является объектом капитального строительства.
В период приостановления государственной регистрации сделки (договора аренды от 15.10.2012) причины, препятствующие государственной регистрации права, устранены заявителем не были.
В связи с чем, 16.04.2013 г. государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации, которое было оформлено сообщением об отказе № в установленном законом порядке.
05.08.2013 в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды обратился Драчинский Виктор Витальевич. В качестве правоустанавливающего документа заявителем был предоставлен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №№
По результатам проведения в соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ правовой экспертизы, государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №).
В период приостановления государственной регистрации сделки (договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ) причины, препятствующие государственной регистрации права, устранены заявителем не были.
В связи с чем, 20.09.2013 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации, которое было оформлено сообщением об отказе № в установленном законом порядке.
12.12.2012 в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное здание обратился Драчинский Виктор Витальевич. В качестве документа-основания возникновения права заявителем был предоставлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительства от 16.01.2008 г.
По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности по следующим основаниям.
Указывают, что в соответствии с п.1 ст. 25 Федерального закона № 122-ФЗ - право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В силу п.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п.2. ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Помимо этого в силу п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Согласно абз. 3 п.2 ст.З Федерального закона № 169-ФЗ от 17.11.1995 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и правил.
На основании п.3 ст. 8, п.2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственным регистратором были сделаны запросы в Администрацию Усть-Камчатского муниципального района и Администрацию Ключевского сельского поселения с целью получения информации, необходимой для государственной регистрации.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель был уведомлен о причинах приостановления государственной регистрации, о сроке приостановления, а также о том, что в случае, если по истечении указанного срока причины, препятствующие государственной регистрации, не будут устранены, государственный регистратор, в соответствии с положениями п.2 ст. 19 Федерального закона № 122-ФЗ, обязан отказать в государственной регистрации.
14.01.2013 в Управление поступил ответ Администрации Ключевского сельского поселения от 21.12.2012 № 2766, в котором сообщалось, что Драчинский Виктор Витальевич за предоставлением разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к ним не обращался.
В период приостановления государственной регистрации права собственности причины, препятствующие государственной регистрации права, устранены заявителем не были.
В связи с чем, 01.04.2013 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации, которое было оформлено сообщением об отказе № в установленном законом порядке.
05.08.2013 в Управление обратился Драчинский В.В. с целью государственной регистрации права собственности на спорное здание на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 05.08.2013 (копия прилагается).
По результатам проведения в соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ правовой экспертизы, государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности (уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № №).
В период приостановления государственной регистрации права собственности причины, препятствующие государственной регистрации права, устранены заявителем не были.
В связи с чем, 20.09.2013 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации, которое было оформлено сообщением об отказе № в установленном законом порядке.
Как следует из заявления, заявитель оспаривает действия Управления по отказу в государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка и государственной регистрации права собственности на спорное здание, при этом ссылается на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Управление не согласно с доводами заявителя по следующим основаниям.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, а также из дел правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимого имущества, в результате реконструкции трех киосков заявителем был возведен объект - здание магазина, который в соответствии с ответом Администрации Усть-Камчатского муниципального района от 03.12.2012 № 2562 является объектом капитального строительства.
В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В Градостроительном кодексе РФ (п. 17 ст.51) предусмотрены случаи, когда разрешение на строительство не требуется. В частности речь идет о следующих случаях:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как видно из ответа Администрации Ключевского сельского поселения от 21.12.2012 № 2766 Драчинский Виктор Витальевич за предоставлением разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к ним не обращался.
Таким образом, поскольку в результате реконструкции возник новый объект капитального строительства, требовалось предоставление в Управление разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию.
На основании вышеизложенного полагают, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем, просят отказать в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Росреестра по Камчатскому краю (л.д.36-42).
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация Усть – Камчатского муниципального района Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не направлен.
На основании положений ч.2 ст.275 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч.1 указанной статьи).
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав) (ч.2 указанной статьи).
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (ч.3).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (ч.5).
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2013 года (исх.№01/025/2013-674) Управлением Росреестра по Камчатскому краю Драчинскому В.В. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>, Усть - <адрес>, документы на которую были представлены ДД.ММ.ГГГГ № в связи с не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из текста указанного отказа следует, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю обратился Драчинский В.В. за государственной регистрацией права собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании декларации об объекте недвижимого имущества.
Ссылаясь на п.п.1,3 ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ, п.17 ст.15 Градостроительного кодекса РФ, указывают, что документ, подтверждающий, что данный объект недвижимости является объектом, не требующим выдачи разрешения на строительство, не представлен.
Ссылаясь на положения п.1 ст.25 Федерального закона №122-ФЗ, п.п.1,2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ, абз.3 п.2 ст.3 Федерального закона №169-ФЗ от 17.11.1995 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» указывают, что документы, необходимые для государственной регистрации права собственности не представлены.
Учитывая вышеизложенное государственным регистратором на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности.
С 23.08.2013 г. по 20.09.2013 г. Управлением Росреестра по Камчатскому краю была приостановлена государственная регистрация права собственности на основании п.1 ст.19 Федерального закона №122-ФЗ с указанием причин приостановления (уведомление о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ №№). Однако в период срока приостановления государственной регистрации причины, приведшие к приостановлению государственной регистрации права собственности, не были устранены. В этом случае, в соответствии с абз.2 п.2 ст.19 Федерального закона «122-ФЗ, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации права собственности и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (л.д.30-31).
Оценивая законность и обоснованность вынесенного государственным инспектором Управлением Росреестра по Камчатскому краю ФИО4 указанного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№№), суд приходит к следующему.
В статье 19 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержатся основания для приостановления государственной регистрации прав.
Так, в силу ч.1 указанной статьи - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на ее основании на объект недвижимого имущества приостанавливается при наличии ранее поданных документов на государственную регистрацию сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято. Государственная регистрация в этом случае приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества по ранее принятым документам.
При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем.
Согласно части 2 указанной статьи, в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
В силу ч.5 указанной статьи - уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава - исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
Согласно абз.10 ч.1 ст.20 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - в случае не представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, в государственной регистрации прав может быть отказано.
Оценивая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что должностным лицом Управления Росреестра по Камчатскому краю соблюден порядок принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>, Усть - <адрес>.
Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В связи с чем требования должностного лица Управления Росреестра по Камчатскому краю, основанные на положениях:
- п.1 ст.25 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе;
- пунктов 1,3 ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» согласно которым - основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1).
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п.3);
- п.п.1,2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ – согласно которым, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (п.1).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п.1);
- п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ согласно которому, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260);
- абз.3 п.2 ст.3 Федерального закона №169-ФЗ от 17.11.1995 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» согласно которому, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил – законны и обоснованы.
В представленных Драчинским В.В. документах не содержится вышеперечисленных сведений.
Рассмотрев доводы Драчинского В.В. о том, что поскольку магазин построен путем реконструкции трех киосков, принадлежащих ему на праве собственности, то в соответствии п.2 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство таких объектов недвижимости не требуется, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - объект капитального строительства это - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из договоров купли продажи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., заключенных между «Продавцом» в лице ОАО Ключевской Леспромхоз в лице ген.директора ФИО5 и «Покупателем» Драчинским В.В., следует, что Покупателем приобретены: один вагон-баня (б/у), один жилой домик (б/у), один передвижной обогревательный домик (б/у) (л.д.17,18,19).
В материалах дела имеется схема установки магазина «Лотос», в которой проставлены резолюции, печати и подписи должностных лиц соответствующих организаций о согласовании (л.д.16).
Из пояснений Драчинского В.В., следует, что магазин построен путем реконструкции трех киосков, путем пристройки к ним коридора, крыльца, хозяйственных помещений. Стены пристройки каркасно-засыпные, имеется фундамент, электроснабжение осуществляется через присоединенную сеть, водоснабжение централизованное от поселковой сети, отопление автономное, канализация автономная (локальная), подвального помещения не имеется.
Из копии технического паспорта на магазин «Лотос», расположенном в Усть – <адрес>, следует, что назначение здания – магазин, использование по назначению, наименование здания и его частей следующее: основное (литера по плану А) 6,0х9,60, площадь 57,6 кв.м., высота 2,95 м; основное (литера по плану А 1) 6,50х14,0 – 3,20х4,0, площадь 78,2 кв.м., высота 2,20 м; пристройки (литера - а) 3,20х4,0, площадь 12,8 кв.м., высота 2,20 м; пристройки (литера – а1) 1,20х2,10, площадь 2,5 кв.м., высота 2,70 м.
Литера А: 2007 года постройки; группа капитальности IV; фундамент – бетонные блоки; стены и их наружная отделка – каркасно-засыпные, обиты железом; чердачное перекрытие – дощатое отделенное; крыша- шифер, полы – дощатые, линолеум, окраска; проемы оконные – двойные глухие, дверные – филенчатые, окрашенные; внутренняя отделка – ДВП, окраска; отопление – локальное.
Литера А 1: фундамент –межполозный; стены и перегородки – каркас, обит облицовочным материалом; перекрытия – дощатые утепленные; крыша- шифер, полы – дощатые ДВП; проемы - двойные глухие, филенчатые; отделочные работы – ДВП окраска, электроосвещение - электричество.
Литера а: фундамент – деревянные стулья; стены и перегородки – дощатый облицовочный материал; крыша- металл, полы – дощатые; проемы – плотнич.
Литера а 1: фундамент – деревянные стулья; стены и перегородки – дощатые; стены и перегородки - дощатые; крыша- металл, полы – дощатые; проемы – филенчатые; отделочные работы – ДВП окраска (л.д.20-25).
Таким образом, вследствие проведенной реконструкции киоски (вагончики) объединены в единый объект (строение) – магазин «Лотос», который приобрел все признаки объекта капитального строительства: прочно связан с земельным участком, на котором расположен, и не может быть перемещен без ущерба его назначению.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2).
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других (п.2 ч.17 указанной статьи).
По сообщению администрации Усть-Камчатского муниципального района от 03.12.2012г. здание магазина, расположенное в <адрес> находится в границах земельного участка с кадастровым номером № и является объектом капитального строительства (л.д.88).
Из сообщения главы Ключевского сельского поселения от 21.12.2012г. усматривается, что у администрации Ключевского сельского поселения отсутствует возможность предоставить в адрес Управления Росреестра по Камчатскому краю разрешение на строительство, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию здания магазина «Лотос», расположенного в <адрес> в связи с тем, что Драчинский В.В. не обращался в администрацию Ключевского сельского поселения с заявлением на предоставление вышеперечисленных документов (л.д.72).
Рассматривая требования заявителя о признании решения Управления Росреестра по Камчатскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка недействительным и обязании этот орган устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №216, имеющего местоположение: <адрес>, Усть – <адрес>, суд также находит их не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
20 сентября 2013 года (исх.№01/025/2013-673) Управлением Росреестра по Камчатскому краю Драчинскому В.В. на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказано в государственной регистрации сделки (договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№) на объект недвижимого имущества: земельный участок, имеющий местоположение: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер №, документы на которую были представлены ДД.ММ.ГГГГ №№, по следующему основанию - не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Ссылаясь на п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ указано, что согласно п.1.1. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду вышеуказанный земельный участок, для использования в целях эксплуатации здания магазина, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Из представленных документов следует, что на данном земельном участке расположено здание магазина.
В связи с вышеизложенным, с целью получения сведений для государственной регистрации сделки в порядке п.3 ст.8, п.2 ст.16 Федерального закона №122-ФЗ Управлением Росреестра по Камчатскому краю был направлен запрос в администрацию Усть – Камчатского муниципального района.
Согласно полученному ответу на запрос администрации Усть – Камчатского муниципального района от 03.12.2012 №2562 здание магазина, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> находится в границах земельного участка с кадастровым номером № и является объектом капитального строительства.
Однако на момент принятия решения государственным регистратором Единый государственный реестр прав не содержит сведений о правах Драчинского В.В. на объект недвижимого имущества: здание магазина. Документы на государственную регистрацию права собственности на здание магазина в Управление Росреестра по Камчатскому краю были представлены. Однако 20.09.2013 г. было вынесено решение от отказе в государственной регистрации (сообщение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ №№). Документы подтверждающие права Драчинского В.В. представлены не были.
Учитывая вышеизложенное государственным регистратором на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации сделки.
С 23.08.2013 г. по 20.09.2013 г. Управлением Росреестра по Камчатскому краю была приостановлена государственная регистрация сделки на основании п.1 ст.19 Федерального закона №122-ФЗ с указанием причин приостановления (уведомление о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ №№). Однако в период срока приостановления государственной регистрации причины, приведшие к приостановлению государственной регистрации сделки, не были устранены. В этом случае, в соответствии с абз.2 п.2 ст.19 Федерального закона «122-ФЗ, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации сделки и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (л.д.28-29).
Оценивая положения ст.ст.19,20 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд приходит к выводу, что должностным лицом Управления Росреестра по Камчатскому краю соблюден порядок принятия решения об отказе в государственной регистрации сделки (договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№) на объект недвижимого имущества: земельный участок, имеющий местоположение: <адрес>, Усть - <адрес>, кадастровый номер №.
Рассмотрев довод Драчинского В.В. о том, что закон о регистрации прав и Земельный кодекс не содержат обязательного условия для регистрации договора аренды земельного участка, как наличие права собственности на расположенный на данном участке объект недвижимости, суд находит его не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ - права на земельные участки, предусмотренные главами III (Собственность на землю) и IV (Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч.1).
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.2).
В силу ст.26 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года - государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с ч.2 указанной статьи - если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (ч.3 указанной статьи).
15 октября 2012 года, на основании постановления администрации Усть – Камчатского муниципального района от 15 октября 2012 года №438, между администрацией Усть – Камчатского муниципального района в лице главы администрации Усть-Камчатского муниципального района ФИО6, (далее Арендодатель» и индивидуальны предпринимателем Драчинским В.В. (далее Арендатор» заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №216.
Согласно п.1.1. указанного договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке расположено здание магазина, адрес – <адрес>, для использования в целях эксплуатации здания магазина, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью, общей площадью 500 кв.м.
В пункте 1.2. договора указано, что на Участке расположен объект недвижимого имущества: здание магазина «Лотос», 2007 года постройки. Факт принадлежности здания магазина «Лотос» Арендатору подтвержден техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ за №№.
Участок находится в обычном состоянии и пригоден для использования по целевому назначению (п.1.3. договора).
В силу п.2.1. и п.2.2. договора, срок аренды Участка устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ.
Договор, заключенный на срок более одного года, вступает в силу с даты его государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе (л.д.07-09,12).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№, земельный участок, имеющий кадастровый номер №, расположен: <адрес>, на земельном участке расположено здание магазина, адрес – край Камчатский, район Усть – Камчатский, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 500+/-16 кв.м., кадастровая стоимость 344500 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 689 руб./кв.м., система координат: МСК-41 (л.д.10-11).
Проанализировав действующее законодательство, а также обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, обязательным условием для регистрации указанной сделки является предоставление кадастрового паспорта земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду, а также договора аренды земельного участка, который считается заключенным, в случае соблюдения всех существенных условий, которыми в соответствии с п.3 ст.607 Гражданского кодекса РФ является указание данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, к таким данным относятся: месторасположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие идентифицировать объект арендных правоотношений, а также указаны сведения о размере арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы (п.3, 4 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Между тем, поскольку в границах арендуемого земельного участка расположено здание магазина, в данном случае необходимо учитывать положения ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, согласно которым, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, требование должностного лица Управления Росреестра по Камчатскому краю о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимого имущества - здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>, Усть – <адрес> находящееся в границах земельного участка с кадастровым номером № и являющегося объектом капитального строительства, правомерен, поскольку, запрашиваемые документы подтвердят исключительное право Драчинского В.В. на приобретение права аренды спорного земельного участка, а также отсутствие правопритязаний третьих лиц на арендуемый земельный участок.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку оспариваемые решения Управления Росреестра по Камчатскому краю приняты в полном соответствии с действующим законодательством, нарушений порядка принятия решений судом не установлено.
Приобщенные в судебном заседании по ходатайству представителя заявителя доказательства: постановление главы администрации г. Ключи от 07.10.2002г. № 173 о предоставлении земельного участка в аренду под установку магазина Драчинскому В.В.; распоряжение главы администрации г. Ключи от 01.11.2002г. № 213 о разрешении открытия торговой точки магазина «Лотос» предпринимателю Драчинскому В.В.; постановление Главы Ключевского сельского поселения от 28.05.2008г. № 46 о присвоении почтового адреса магазину «Лотос»; договор энергоснабжения от 01.01.2010г. с приложениями; приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению от 13.10.2005г. (л.д.112-134) правого значения при рассмотрении настоящего спора не имеют и не свидетельствуют о незаконности принятых заинтересованным лицом оспариваемых решений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 15.00 ░░░., 16 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.00 ░░░., 16 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░