к делу № 3а-1625/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«06» декабря 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.
с участием:
- представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности, Плотникова Д.И.
- прокурора: Капитан-Дубровской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Лукойл-Экоэнерго» к Городскому Собранию <...>, МТУ Росимущества в КК и РА, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <...>, администрации <...> о признании нормативного правового акта недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Лукойл-Экоэнерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Городскому Собранию <...>, МТУ Росимущества в КК и РА, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <...>, администрации <...> о признании нормативного правового акта недействующим.
Административный истец просил суд признать недействующим Решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. <...> "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>" в части не установления для земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося по адресу: <...>, <...> вида разрешенного использования «гидроэлектростанция»;
Обязать Городское Собрание Сочи признать видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося по адресу: <...>, <...> вида разрешенного использования «гидроэлектростанция»;
Обязать Городское Собрание Сочи внести изменения в Правила землепользования и застройки в части установления в территориальной зоны "ЖК" основного вида разрешенного использования гидроэлектростанция», ссылаясь на то, что указанный нормативный правовой акт нарушает права Общества на уплату арендной платы в экономически обоснованном размере и противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, < Ф.И.О. >4, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор < Ф.И.О. >3 в судебном заседании указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Изучив доводы административного иска и отзывов, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 5 ч. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
В силу ст. 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
3) соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «Лукойл-ЭкоЭнерго» не имеется.
Так, из материалов дела усматривается, что в обоснование заявленных требований представитель административного истца ссылается на то, что оспарваемый нормативный правовой акт нарушает права Общества на уплату арендной платы в экономически обоснованном размере и противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. На земельном участке с кадастровым номером <...> с 1950 года расположена и действует Краснополянская ГЭС. Правила землепользования и застройки приняты без учета вида разрешенного использования земельного участка, установленного на момент их принятия, не соответствуют функциональному назначению земельного участка, противоречат Генеральному плану <...>, утвержденному Решением Городского Собрания Сочи от <...> <...>.
Административный истец полагает, что в связи с вышеизложенным имеются основания для признания недействительным Решения Городского Собрания Сочи от <...> <...> "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>" в части не установления для земельного участка с кадастровым номером <...> находящегося по адресу: Краснодарский край, <...>, пгт. Красная поляна, <...> вида разрешенного использования «гидроэлектростанция», возложения на Городское Собрание Сочи обязанности признать видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося по адресу: Краснодарский край. <...>, пгт. Красная поляна, <...> вида разрешенного использования «гидроэлектростанция», внести изменения в Правила землепользования и застройки в части установления в территориальной зоне «ЖК» основного вида разрешенного использования «гидроэлектростанция».
Проверяя соблюдение порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.
Статьей 2 Закона Краснодарского края <...>-КЗ от <...> «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 26 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от <...> <...> (далее - Устав), действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к вопросам местного значения относится утверждение правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 24 Устава на сессиях Городского Собрания Сочи решается вопрос утверждения правил землепользования и застройки.
Следовательно, Городское Собрание Сочи является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ <...>-Ф3 от <...> для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 части 3 ФЗ <...>-Ф3 от <...>, на публичные слушания должны выноситься проекты правил землепользования и застройки.
Как указано в части 4 статьи 3 ФЗ от <...>, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 17 Устава, на публичные слушания должны выноситься проекты правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Городского Собрания Сочи и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей <...> о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей <...>, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Решением Городского Собрания Сочи от <...> <...> утверждено «Положение о проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город-курорт Сочи».
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Устава администрация выполняет функции заказчика разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории <...> и ее застройке.
На основании постановления Главы <...> от <...> <...> комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки с 10 декабря по <...> проведены публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки города-курорта Сочи, разработанного ООО «Институт строительных проектов» <...>.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки материалы проекта с <...> размещены на официальном сайте администрации <...> www.sochiadm.ru. Одновременно в администрациях внутригородских районов был обеспечен прием предложений и замечаний граждан на проект правил.
Заключение по результатам публичных слушаний архитектуры и градостроительства администрации <...> от <...><...>- ППЗ опубликованы в газете Новости Сочи <...> (1266) от <...>
На основании постановления Главы <...> от <...> <...> проект Правил землепользования и застройки поступил в Городское Собрание Сочи.
Решением Городского Собрания Сочи от <...> <...> утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно пункту 4 статьи 79 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием нормативного и иного правового акта Городского Собрания Сочи считается первая его публикация в уполномоченных Городским Собранием Сочи печатных органах.
В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от <...> <...>, газета «Новости Сочи» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования город-курорт Сочи обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
В выпусках газет "Новости Сочи": N 7, <...> опубликовано решение и карта градостроительного зонирования, а в <...> от <...> опубликованы правила землепользования и застройки и карта градостроительного зонирования.
Таким образом, Решение Городского Собрания Сочи от <...> <...> «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» принято представительным органом в рамках полномочий, с соблюдением установленной градостроительным законодательством процедуры, опубликовано в установленном порядке и вступило в законную силу.
Порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 6, 7 <...> кодекса РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
В силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В отношении конкретных земельных участков Правила землепользования и застройки не устанавливают вид разрешенного использования для каждого участка, а включают каждый земельный участок в границы одной из территориальных зон.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно параграфу 8.2 гл. 8 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи цель выделения зоны «ЖК» - развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения предприятий индустрии гостеприимства, осуществляющих прием и обслуживание посетителей, а также зон комфортного жилья. «ЖК» относится к жилым зонам.
В зоне «ЖК» разрешенными видами использования земельных участков являются гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, детские лагеря, рестораны, кафе, школы, объекты здравоохранения, соцобеспечения и иные виды.
ГЭС в соответствии с п. 22.5 таблицы 9 гл. 11 Правил землепользования и застройки является:
основным видом разрешенного использования (при условии соблюдения требований технических регламентов безопасности) в территориальных зонах:
«П-1» - предприятий IV - V классов санитарной опасности;
«П-2» - предприятий не выше III класса санитарной опасности;
«ИТ» - инженерной и транспортной инфраструктур;
условно разрешенным видом использования (предоставляется заинтересованному лицу на основании решения администрации <...> с учетом результатов публичных слушаний) для территориальной зоны:
«Р-3» природных территорий ограниченного пользования.
Гидроэлектростанция; ГЭС - комплекс гидротехнических сооружений, энергетического, электротехнического и механического оборудования, предназначенный для преобразования энергии потока воды в электрическую энергию. Для обеспечения безопасности ГТС требуется выполнение требований безопасности гидротехнических сооружений на всех стадиях их жизненного цикла, разработка и осуществление комплекса инженерных, организационных и иных мероприятий по снижению риска аварий гидротехнических сооружений (п.п. 3.19, 3.50 < Ф.И.О. >5 55260.1.1-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Гидроэлектростанции. Часть 1-1. Сооружения ГЭС гидротехнические. Требования безопасности», утв. и введенного в действие Приказом Росстандарта от <...> N 1041-ст).
В соответствии с частями 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон включаются зоны жилой застройки различных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> находящегося по адресу: Краснодарский <...>, было произведено для приведения его в соответствие с видами разрешенного использования, установленными для территориальной зоны, в которой он расположен.
С учетом изложенного требования административного истца об установлении для земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося по адресу: <...>, <...> вида разрешенного использования «гидроэлектростанция», возложения на Городское Собрание Сочи обязанности признать видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося по адресу: Краснодарский <...> вида разрешенного использования «гидроэлектростанция», внести изменения в Правила землепользования и застройки в части установления в территориальной зоне «ЖК» основного вида разрешенного использования «гидроэлектростанция» противоречат Градостроительному кодекса РФ, в том числе норме о необходимости предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках, установленной п. 6 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ.
Вид разрешенного использования «гидроэлектростанция» не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <...> <...>, согласно которому данному описанию соответствует вид «энергетика», код 6.7.
Кроме того, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается правилами землепользования и застройки.
По смыслу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципального образования, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности территории.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <...> отсутствуют принадлежащие истцу объекты недвижимости, в том числе объекты Краснополянской ГЭС, что подтверждается приложенным к сведениям ИСОГД фрагментом дежурного плана <...>.
При таких обстоятельствах несоответствия оспариваемого административным истцом нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, не установлено.
При этом, согласно заключенному <...> между МТУ Росимущество в КК и ООО «ЛукойлЭкоэнерго» договору аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования земельного участка указан как «Санаторий».
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Подписав договор аренды земельного участка, ООО «ЛукойлЭкоэнерго» тем самым выразило свое согласие на заключение договора на определенных в нем условиях, в том числе относительно вида разрешенного использования земельного участка.
Также исходя из положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, нарушений прав и законных интересов административного истца при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «ЛукойлЭкоэнерго».
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Лукойл-Экоэнерго» к Городскому Собранию <...>, МТУ Росимущества в КК и РА, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <...>, администрации <...> о признании нормативного правового акта недействующим - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <...>.
Судья: А.К. Бендюк
к делу № 3а-1625/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
«06» декабря 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.
с участием:
- представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >4
- прокурора: < Ф.И.О. >3,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Лукойл-Экоэнерго» к Городскому Собранию <...>, МТУ Росимущества в КК и РА, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <...>, администрации <...> о признании нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Лукойл-Экоэнерго» к Городскому Собранию <...>, МТУ Росимущества в КК и РА, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <...>, администрации <...> о признании нормативного правового акта недействующим - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: А.К. Бендюк