Решение
Именем Российской Федерации
2 ноября 2018 г. г. Симферополь
Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Богославского А.А., при секретаре судебного заседания Топычкановой А.О., сучастием административного истца Кашаева Р.Х., представителей административных ответчиков – начальника 1 отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (г. Севастополь) Кононова Н.Г. и Ганиной Н.П., командира войсковой части <данные изъяты> Мартынова К.В., представителя заинтересованного лица - начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» Саковича А.В., рассмотрев административное дело № 2а-234/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Кашаева Рустама Хамзяевича об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (г.Севастополь), связанных с предоставлением служебного жилого помещения, а также действий командира войсковой части <данные изъяты>, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения,
установил:
Кашаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (г.Севастополь) от 4 апреля 2018 г. № ЮРУЖО-07/307-18 о предоставлении служебного жилого помещения, а также приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 18 июня 2018 г. № 114 о прекращении выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязать командира воинской части возобновить выплату данной компенсации.
В суде Кашаев требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что предложенное ему служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, и на момент его распределения было заселено.
Представитель административного ответчика Кононов требования административного истца не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме, при этом пояснил, что согласно действующему законодательству служебное жилое помещение, сданное военнослужащим, подлежит распределению иному военнослужащему.
Также Кононов пояснил, что каких-либо доказательств тому, что на момент распределения Кашаеву вышеуказанного служебного жилого помещения, оно было распределено муниципалитетом иному лицу, административным истцом не представлено.
Представитель административного ответчика Ганина требования Кашаева не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, при этом привела доводы, аналогичные доводам Кононова.
Также Ганина пояснила, что административным истцом пропущен срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку служебное жилое помещение, от которого Кашаев отказался, было предложено последнему 4 апреля 2018 г., а в суд, с административным исковым заявлением, он обратился лишь 4 октября 2018 г.
Представитель административного ответчика Мартынов требования административного истца не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, при этом пояснил, что 4 апреля 2018 г. Кашаеву было предложено служебное жилое помещение, от предоставления которого он отказался, в связи с чем командиром войсковой части <данные изъяты> был издан оспариваемый приказ о прекращении выплаты административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Представитель заинтересованного лица Сакович требования административного истца не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, при этом пояснил, что каких-либо оснований выплачивать Кашаеву денежную компенсацию за наем жилого помещения не имеется, поскольку последний, без достаточных на то оснований, отказался от предложенного ему служебного жилого помещения.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле и свидетелей, а также исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что административному истцу, признанному нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения, и получающему денежную компенсацию за наем жилья, в апреле 2018 года жилищным органом было предложено жилое помещение по адресу: <адрес>, от которого он отказался, мотивируя тем, что данное жилое помещение принадлежит на праве собственности муниципалитету и распределено иному лицу, в связи с чем, с 1 июня 2018 г. ему прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Данные обстоятельства подтверждаются копией решения о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений от 27марта 2015 г. № 808, выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 18июня 2018 г. № 114, корешком к сообщению о предлагаемом жилом помещении от 4 апреля 2018 г. № ЮРУЖО-07/307-18.
Как следует из сообщения главы администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 26 октября 2018 г. № 02-12/1305 жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> является служебным, принадлежит на праве собственности Молочненскому сельскому поселению Сакского района Республики Крым, что, в свою очередь, подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости, и 20сентября 2018 г. распределено работнику Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Из копии договора найма служебного жилого помещения от 24 сентября 2018 г. № 08/18-с, заключенному между администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым и гражданской ФИО1, вышеуказанное служебное жилое помещение распределено последней, и передано в пользование по акту приема-передачи квартиры от того же числа.
Свидетель ФИО2 <данные изъяты> показала, что до 23 декабря 2016 г. вышеуказанное служебное жилое помещение занимал бывший военнослужащий войсковой части <данные изъяты>, который указанного числа сдал его в связи с переездом к новому месту службы. В период с 23 декабря 2016 г. по сентябрь 2018 года данное служебное жилое помещение никому не распределялось, и в нем никто не проживал. Прошлым квартиросъемщиком данная квартира была сдана без отделки.
Свидетель ФИО1 показала, что решением жилищной комиссии администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 20 сентября 2018 г. ей распределено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на которое, 24 сентября 2018 г., был заключен договор аренды. Данное жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, однако отделка в нем отсутствует.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии с п. 11 и 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005г. № 235, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы. Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего.
Как следует из п. 9 вышеназванной Инструкции, выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи служебного жилого помещения.
Согласно этой норме выплата военнослужащему данной компенсации прекращается при предоставлении военнослужащим по месту прохождения военной службы служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из данной нормы следует, что жилищный орган мог предложить Кашаеву высвободившееся служебное жилое помещение, ранее занимаемое иным военнослужащим.
Из сообщения заместителя главы администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 1 ноября 2018 г. № 02-12/1336 следует, что служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в период с 23 декабря 2016г. по 30 апреля 2018 г. никому не распределялось.
Таким образом, поскольку на момент распределения Кашаеву указанного служебного жилого помещения, оно являлось свободным, то суд приходит к выводу о том, что каких-либо законных оснований к отказу от предоставляемого жилья у административного истца не имелось, в связи с чем, решение заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (г.Севастополь) от 4 апреля 2018 г. № ЮРУЖО-07/307-18, а также приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 18 июня 2018 г. № 114 о прекращении выплаты административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения, являются законными.
Что касается доводов Кашаева о том, что на момент распределения ему вышеуказанного служебного жилого помещения оно было распределено иному лицу, которое в нем проживало, то суд данные доводы отвергает как надуманные, поскольку они противоречат показаниям свидетеля ФИО2 о том, что в данной квартире с 23 декабря 2016 г. никто не проживал, а также сообщению заместителя главы администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым о том, что в период с 23 декабря 2016 г. по 30 апреля 2018 г. указанная квартира никому не распределялась.
Оценивая доводы представителя административного ответчика Ганиной о том, что административным истцом пропущен срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку служебное жилое помещение, от которого Кашаев отказался, было предложено последнему 4апреля 2018 г., а в суд, с административным исковым заявлением он обратился лишь 4 октября 2018 г. суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, и должностных лиц, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск данного срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что решением жилищного органа от 4апреля 2018 г. Кашаеву распределено служебное жилое помещение, от которого последний отказался.
Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 18 июня 2018 г. № 114 Кашаеву прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 июня 2018 г., в связи с чем трехмесячный срок на обращение с данным административным исковым заявлением в суд истекал не ранее 18 сентября 2018 г.
Согласно оттиску на почтовом конверте, данное административное исковое заявление сдано в отделение почтовой связи 13 сентября 2018 г.
Таким образом, поскольку основанием к обращению в суд с данным административным исковым заявлением послужило прекращение выплаты вышеуказанной денежной компенсации, суд приходит к выводу, о том, что срок, предусмотренный ст.219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кашаева Рустама Хамзяевича, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Богославский