1– 2а–339–2019 копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2019 года Санкт–Петербург
Санкт–Петербургский гарнизонный военный суд в лице судьи Дибанова В.М., при секретаре Оскома А.А., с участием сторон: представителя административного истца Финаевой Я.В. и представителя административных ответчиков – командира и войсковой части (далее – в/ч) 02511 – Ладыгина Д.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению гвардии прапорщика Попова И. Ф. об оспаривании бездействия по рассмотрению обращения о подготовке и направлению документов для производства страховой выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Попов И.Ф. обратился в суд с административным иском в котором просит:
– признать незаконным бездействие командира в/ч 02511 по оформлению доку–ментов для производства страховой выплаты по факту получения им травмы;
– обязать командира в/ч 02511 оформить указанные документы с предварительным направлением его на медицинское освидетельствование военно–врачебной комиссией (далее – ВВК);
– взыскать в его пользу денежную компенсацию причинённого морального вреда в размере 150 000 рублей, а также понесенные по делу судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 122 440 рублей.
В основание незаконности оспариваемого бездействия представитель административного истца – Финаева Я.В. в ходе судебного заседания пояснила, что Попов И.Ф. проходит военную службу в в/ч 02511 и, находясь с 20 сентября 2018 года в очередном отпуске с выездом в Курганскую область, получил травму. По прибытию в часть 8 ноября 2018 года он доложил о случившемся командиру роты, и в дальнейшем находился на лечении в военно–медицинских учреждениях. Так как на его обращение командир роты ответил, что не знает порядок оформления документов для производства страховой выплаты и каких–либо мер к этому не принимал, 2 июля 2019 года он обратился к командиру в/ч 02511 с заявлением, в котором просил оформить документы для производства страховой выплаты с предварительным направлением его на медицинское освидетельствование ВВК, а также возместить расходы на юридические услуги в сумме 41140 рублей. Вместе с тем, своевременного ответа на данное обращение он не получил, в связи с чем был вынужден обратиться в суд и понес дополнительные расходы на оплату юридических услуг в сумме 81 300 рублей, а всего в сумме 122 440 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика. Кроме того оспариваемым бездействием ему причинен моральный вред, в связи с чем в его пользу подлежит взысканию его денежная компенсация в размере 150 000 рублей.
Представитель административного ответчика – командира в/ч 02511 – Ладыгин Д.Г. просит отказать в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям. Обращение Попова И.Ф. по факту получения им травмы в период нахождения в основном отпуске поступило командиру в/ч 02511 5 июля 2019 года, в связи с чем было назначено служебное разбирательство. 30 июля 2019 года по указанному в обращении адресу Попову И.Ф. почтовой связью был направлен ответ (исх. № 3981 от 30 июля 2019 года), в котором административному истцу было сообщено о проведении расследования по факту получения травмы, по завершению которого командованием будут выполнены все мероприятия, необходимые для производства страховой выплаты. При этом Попову И.Ф. был разъяснен порядок получения необходимых документов, причины несвоевременности проведения мероприятий по факту получения травмы, а также основания для отказа в возмещении расходов на оплату юридических услуг. По итогам проведенного служебного разбирательства по факту получения травмы командиром в/ч 02511 был издан приказ № 1697 от 31 июля 2019 года. Вместе с тем, до настоящего времени административным истцом не представлена справка о тяжести травмы, полученной застрахованным лицом, что препятствует направлению документов для производства страховой выплаты. Поскольку при рассмотрении заявления Попова И.Ф. командиром в/ч 02511 не было допущено бездействия, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца, в том числе в части возмещения морального вреда, а также взыскания судебных расходов.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с материалами дела Попов И.Ф. проходит военную службу в в/ч 02511 по контракту, заключенному 2 декабря 2015 года на время обучения в военно–учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания.
Из заявления Попова И.Ф. от 2 июля 2019 года видно, что в связи с получением травмы он обратился к командиру в/ч 02511 с просьбой оформить документы для производства страховой выплаты с предварительным направлением его на медицинское освидетельствование ВВК, а также возместить расходы на юридические услуги в сумме 41140 рублей.
Согласно отметке на данном заявлении, оно было получено в в/ч 02511 5 июля 2019 года, а ответ на данное обращение был подготовлен 30 июля 2019 года (исх. № 3981 от 30 июля 2019 года) и направлен по указанному в обращении адресу.
Свидетель Б. пояснил, что проходит военную службу по контракту в в/ч 02511 и в июле 2019 года исполнял обязанности командира роты. В период с 29 по 31 июля 2019 года он проводил расследование по факту получения Поповым И.Ф. во время нахождения в очередном отпуске за 2018 год травмы, по итогам которого командиром в/ч 02511 был издан приказ № 1697 от 31 июля 2019 года. До настоящего времени Попов И.Ф. не представил справку о тяжести травмы и ему не известно об обращениях истца по вопросу оформления документов для производства страховой выплаты.
Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие–либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 9, 10 и 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59–ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно п. 5 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации – приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 555, все обращения подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения по существу документов и материалов, командир (начальник) или другое должностное лицо по его поручению вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Из заявления Попова И.Ф. от 2 июля 2019 года видно, что он обратился к командиру в/ч 02511 с просьбой оформить документы для производства страховой выплаты с предварительным направлением его на медицинское освидетельствование ВВК, а также возместить расходы на юридические услуги в сумме 41 140 рублей.
Согласно отметке на данном заявлении, оно было получено в в/ч 02511 5 июля 2019 года, а ответ на данное обращение был подготовлен 30 июля 2019 года (исх. № 3981 от 30 июля 2019 года) и направлен Попову И.Ф. по указанному в обращении адресу.
Так как обращение Попова И.Ф. было рассмотрено в установленный 30–дневный срок, нарушений требований законодательства, определяющего порядок рассмотрения обращений граждан, командиром в/ч 02511 допущено не было.
Что же касается несвоевременного получения административным истцом ответа на обращение, то в силу требований ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в своем письменном обращении гражданин обязан указать почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
Как следует из содержания обращения Попова И.Ф. от 2 июля 2019 года, в нем административный истец указал адрес регистрации в Санкт–Петербурге, где он не проживает в связи с прохождением военной службы в Ленинградской области.
При таких обстоятельствах действия командира в/ч 02511 по направлению ответа на указанный Поповым И.Ф. в заявлении от 2 июля 2019 года адрес, не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Что же касается требования Попова И.Ф. о возложении обязанности на командира в/ч 02511 оформить документы для производства страховой выплаты по факту получения травмы с предварительным направлением на медицинское освидетельствование ВВК, то суд исходит из следующего.
Страховая выплата, на получение которой претендует Попов И.Ф., установлена Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52–ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно–исполнительной системы».
Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52–ФЗ).
Во исполнение положений названного Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 утвержден Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно–исполнительной системы (далее – Перечень травм). Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации утверждён Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (далее – Перечень документов).
Пунктом 5 Перечня документов установлено, что в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы травмы оформляется, кроме прочего, справка ВВК о тяжести травмы, полученного застрахованным лицом.
В целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52–ФЗ в Министерстве обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) приказом от 24 декабря 2015 года № 833 утверждён Порядок организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих ВС РФ.
Согласно п. 16 данного Порядка, контроль за соответствием степени тяжести травмы, указанной в справке о тяжести травмы, полученной застрахованным лицом Перечню травм, относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных военнослужащих, утвержденному Постановлением, и в целом оформлением ВВК справки о тяжести травмы, полученного застрахованным лицом, возлагается на ФГКУ «ГЦ ВВЭ» МО РФ.
В силу требований п. 9 Порядка, военнослужащим, закончившим лечение в медицинских организациях, не относящихся к ведению Минобороны России, либо если по завершении лечения в военно–медицинских организациях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации которым не проводилось их освидетельствование ВВК, справка о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом (приложение № 2 к приказу), выдается по их заявлениям ВВК ФГКУ «ГЦ ВВЭ» МО РФ по месту прохождения военной службы (месту жительства) после изучения подлинных медицинских документов.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени Попов И.Ф. за получением справка о тяжести травмы (приложение № 2 к приказу), в соответствующую ВВК не обращался и подлинные медицинские документы не представлял. Указанное обстоятельство в судебном заседании сторонами не оспаривается.
Следовательно, отсутствие данной справки, выдаваемой уполномоченным органом после обращения военнослужащего на основании его соответствующего заявления, в настоящее время является препятствием для командира в/ч 02511 в оформлении документов для производства страховой выплаты по факту получения Поповым И.Ф. травмы и их направлении для рассмотрения в уполномоченный орган. Направление его на ВВК не связано с получением указанной справки.
Кроме того, в поданном на имя командира в/ч 02511 заявлении от 2 июля 2019 года Попов И.Ф. просил компенсировать понесенные им расходы на оплату юридических услуг в связи с его подачей. В подтверждение этих расходов административный истец приложил к заявлению копии договора на оказание юридических услуг № 2206190401 от 22 июня 2019 года и кассовых чеков на сумму 41 140 рублей.
Так как граждане свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и вопрос оплаты оказанных гражданину юридических услуг решается по соглашению между сторонами на его основании, в соответствии с общими правилами заключения сделок, обязанность по возмещению понесённых Поповым И.Ф. расходов у командира в/ч 02511, не являвшегося стороной договора, отсутствует.
Поскольку права и законные интересы административного истца нарушены не были, на основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении требований административного иска Попова И.Ф. о признании незаконным бездействия командира в/ч 02511 по оформлению документов для производства страховой выплаты по факту получения травмы, и о возложении обязанности оформить указанные документы с предварительным направлением на медицинское освидетельствование ВВК.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76–ФЗ «О статусе военнослужащих» возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусматривается, что при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 года, компенсация определяется судом только в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Исходя из этого, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Так как административный истец связывает причинённый ему моральный вред с не рассмотрением обращения по оформлению документов для производства страховой выплаты по факту получения травмы, и направлением на медицинское освидетельствование ВВК, при этом судом установлено, что командиром в/ч 02511 права и законные интересы административного истца нарушены не были, требование Попова И.Ф. о взыскании денежной компенсации причинённого ему морального вреда в размере 150000 рублей удовлетворению не подлежит.
В предъявленном в суд заявлении Попов И.Ф. также просит взыскать в его пользу расходы на оплату юридических услуг, и в подтверждение этих расходов административным истцом представлен договор на оказание юридических услуг № 2206190401 от 22 июня 2019 года, требование о возмещении расходов по которому ранее предъявлялось им к командиру в/ч 02511, а также заключенный 27 августа 2019 года договор № 2708190101, предметом которых является анализ представленных документов, подбор судебной практики, сопровождение интересов заказчика, подготовка и предъявление процессуальных документов до вынесения судебного акта, консультирование.
Поскольку в удовлетворении требований Попову И.Ф. полностью отказано, требование о возмещении понесенных им расходов на оплату юридических услуг в соответствии со ст. 112 КАС РФ также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175–180 и 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований административного искового заявления Попова И.Ф.:
– о признании незаконным бездействия командира в/ч 02511 по оформлению документов для производства страховой выплаты по факту получения травмы;
– о возложении обязанности на командира в/ч 02511 оформить указанные документы с предварительным направлением на медицинское освидетельствование ВВК;
– о взыскании денежной компенсации причинённого морального вреда в размере 150000 рублей, а также понесенных по делу судебных расходов в сумме 122440 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт–Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Дибанов В.М.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме принято 2 октября 2019 года