Решение по делу № 4А-12/2017 - (4А-1596/2016) от 28.11.2016

44-а-12/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 12 января 2017 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Уральские камни» (далее – ООО «Уральские камни»), поданную генеральным директором Подберезкиным В.В., на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Ч. от 15.07.2016 № **, решение судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 16.08.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 08.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Уральские камни»,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 15.07.2016 № ** ООО «Уральские камни» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д. 7-14).

Решением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 16.08.2016, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ООО «Уральские камни» постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологи и природопользованию Пермского края Ч. от 15.07.2016 № ** оставлено без изменения, жалоба ООО «Уральские камни» - без удовлетворения (л.д. 38-39).

Решением судьи Пермского краевого суда от 08.09.2016 решение судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 16.08.2016 оставлено без изменения, жалоба ООО «Уральские камни» - без удовлетворения (л.д. 62-65).

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд 28.11.2016, заявитель ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Дело об административном правонарушении истребовано 01.12.2016, в Пермский краевой суд поступило 12.12.2016.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 16 данного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).

Согласно п. 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

В силу п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

Из приведенных норм следует, что обязанность по внесению в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Уральские камни» является резка, обработка и отделка природного камня для памятников, дополнительными видами деятельности является специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, организация похорон и связанных с ними услуг.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы 1-5 класса опасности.

13.04.2016 Лысьвенской городской прокуратурой с привлечением в качестве специалиста старшего государственного инспектора Пермского края в области окружающей среды Ч., в отношении ООО «Уральские камни» (далее – Общество) проведена плановая выездная проверка деятельности общества в части выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлено осуществление Обществом деятельности с нарушением обязательных требований в области охраны окружающей среды, в нарушение п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды; приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» во 2 и 3 кварталах 2015 года нарушены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте по адресу: ****.

Установлено, что Обществом используются светильники, оборудованные ртутьсодержащими люминисцентными лампами, которые после утраты потребительских свойств являются отходами 1 класса опасности. Также ООО «Уральские камни» образуются «минеральные шламы» (шлам при обработке мраморных плит) 5 класс опасности; «отходы бумаги и картона» (мешки бумажные, загрязненные цементом) – 5 класс опасности.

Источниками загрязнения атмосферы на предприятии являются камнеобрабатывающие станки (гравировальный, шлифовальный, полировальный), участок изготовления тротуарной плитки, газовая котельная.

На предприятии выявлено 4 источника загрязнения атмосферы, выбрасывающих в атмосферу 7 загрязняющих веществ, из них 1 класса опасности – бензапирен, остальные загрязняющие примеси 3 и 4 классов опасности, Валовый выброс ЗВ в атмосферу в целом по предприятию составляет 0,058 т/год.

ООО «Уральские камни» представлены расчеты платы и квитанции о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2015 года. За 1 квартал 2016 года расчеты платы и квитанции не представлены.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1 квартале 2015 года составил: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 1,11 руб., за размещение отходов производства и потребления – 785,57 руб., плата внесена 20.04.2015; размер платы за негативное воздействие на окружающую среду во 2 квартале 2015 года составил: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 1,11 руб., за размещение отходов производства и потребления – 1018,29 руб., плата внесена 21.07.2015; размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в 3 квартале 2015 года составил: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 1,34 руб., за размещение отходов производства и потребления – 53,86 руб., плата внесена 22.10.2015; размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в 4 квартале 2015 года составил : за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 1,34 руб., за размещение отходов производства и потребления – 732,71 руб., плата внесена 20.01.2016.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие за 2 и 3 кварталы 2015 года.

01.07.2016 старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Ч. в отношении ООО «Уральские камни» составлен протокол № ** об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2015 года подтверждается материалами дела об административном расследовании: определением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.07.2016 (стр 27); уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 22.06.2016 (стр. 47-48); протоколом об административном правонарушении (л.д. 15-19); платежными поручениями (л.д. 20-23); иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, ООО «Уральские камни» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

В доводах жалобы ООО «Уральские камни» указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, поскольку оно не является субъектом данного правонарушения. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на заключенные со специализированной организацией – БУ МО «Чистый город» договоры от 14.09.2012 № ** о передаче ртутьсодержащих ламп на хранение и дальнейшую их утилизацию, и от 01.05.2010 № 17 на захоронение твердых бытовых отходов.

Данные доводы являются необоснованными, поскольку названные договоры по своей правовой природе являются договорами об оказании услуг, поэтому перехода права собственности на отходы от Общества к специализированной организации не происходит, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения Общества от платы за размещение принадлежащих ему отходов.

Ссылка в жалобе на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой ООО «Тополь» нельзя признать обоснованной, поскольку в названном постановлении Конституционного суда РФ содержатся выводы, касающиеся вопроса о распространении сформированного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 17.03.2009 № 14561/08 правового подхода к применению положений Закона об отходах и статьи 8.41 КоАП РФ, на отношения, сложившиеся в 2009 году (пункт 4.1 постановления).

Устанавливая, что вопрос о том, какой субъект обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, должен решаться нормативным актом, а не договором, Конституционный Суд Российской Федерации сделал оговорку, что правовое регулирование платы за размещение отходов не исключает и договорных форм, однако данная оговорка сделана исключительно в узких пределах правовой ситуации, которая сложилась в прошлом и с принятием Постановления от 05.03.2013 себя исчерпала, так как оговорка сделана в рамках сложившейся и ограниченной пределами одного года правовой ситуации в отношении ООО «Тополь».

21.07.2014 Закон об охране окружающей среды № 7-ФЗ дополнен ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприятия, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Довод заявителя о малозначительности совершенного им правонарушения отклоняется.

Согласно абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, оснований для признания данного правонарушения малозначительным судом не установлено.

ООО «Уральские камни» как субъект профессиональной деятельности обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении своей деятельности. При этом Общество имело возможность и должно было принять необходимые и достаточные меры для своевременного исполнения обязанностей, связанных с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки, однако, не сделало этого.

Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о незаконности привлечения его к административной ответственности, не имеется.

В данном случае обществу назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ (50 000 рублей).

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения в данном случае, из доводов жалобы и документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не могут являться правовым основанием к отмене состоявшихся актов.

Деяние ООО «Уральские камни» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды.

Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ

постановил:

постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Ч. от 15.07.2016 № **, решение судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 16.08.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 08.09.2016, вынесенные в отношении ООО «Уральские камни» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора «ООО «Уральские камни» Подберезкина В.В.- без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись

4А-12/2017 - (4А-1596/2016)

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и все решения по делу
Другие
ООО "Уральские камни"
Суд
Пермский краевой суд
Статьи

8.41

Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее