Решение по делу № 2а-541/2018 от 01.10.2018

Дело № 2а- 541 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018г.

ст. Егорлыкская Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.

С участием:

Прокурора- помощника прокурора Егорлыкского района Ростовской области Рыжкина В.В.,

Представителя административного ответчика администрации Егорлыкского района Ростовской области – Шараевой Н.А.,

Представителя административного ответчика администрации Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области- Ермолаева Д.А.,

При секретаре Иващенко В.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Егорлыкского района Ростовской области, администрации Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд Ростовской области обратился прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Егорлыкского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании администрации Егорлыкского района вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению администрацией Егорлыкского района требований жилищного законодательства, в частности касающихся вопросов постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ведению жилищного учета. В ходе данной проверки установлено, что в администрации Егорлыкского района не ведется учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 26.04.2018 по факту выявленного нарушения прокуратурой Егорлыкского района главе администрации Егорлыкского района Ростовской области внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако в его удовлетворении отказано со ссылкой на то, что полномочия по ведению такого учета граждан отнесены к вопросам местного значения, и входят в полномочия администрации Егорлыкского сельского поселения.

Однако прокурор Егорлыкского района такую позицию администрации Егорлыкского района неправомерной, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областным законом от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» вопросы, отнесенные жилищным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по мнению прокурора, относятся к компетенции муниципальных районов и не являются полномочиями сельских поселений.

27.06.2018г. Егоролыкским районным судом Ростовской области вынесено решение об удовлетворении административного иска прокурора Егорлыкского района ( л.д.231-232 т.1).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 05.09.2018г. решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 27.06.2018г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение ( л.д.265-268 т.1).

Определением Егорлыкского районного суда от 01.10.2018г. администрация Егорлыкское сельское поселение Ростовской области была привлечена в качестве соответчика по делу.

Прокурор Рыжкин В.В. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить, указывая на то, что ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, должно осуществляться администрацией Егорлыкского района. Никаких претензий по ведению такого учета граждан к администрации Егорлыкского сельского поселения не имеется.

Представитель административного ответчика администрации Егорлыкского района Шараева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. При этом пояснила, что администрация Егорлыкского района ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по различным целевым программам. Ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по действующему областному законодательству возлагается на органы местного самоуправления в лице администраций сельских поселений.

Представитель административного ответчика администрации Егорлыкского сельского поселения Ермолаев Д.А. считал административный иск неправомерным. Суду пояснил, что 14.09.2018 Администрацией Егорлыкского сельского поселения было утверждено Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании которого администрацией Егорлыкского сельского поселения осуществляется учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Выслушав прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области в соответствии с письмом Прокуратуры Ростовской области «Об организации надзора за соблюдением жилищных прав граждан» (т.1 л.д.11-13) была проведена проверка в администрации Егорлыкского района Ростовской области по соблюдению требований жилищного законодательства при принятии решений об отказе и о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведении жилищного учета, в ходе которой установлено, что на территории ст. Егорлыкской Администрацией Егорлыкского района не осуществляется ведение учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области 28.04.2018 главе Егорлыкского района Ростовской области внесено представление об устранении выявленных нарушений (т.1 л.д.7-8).

Администрацией Егорлыкского района Ростовской области прокурору Егорлыкского района Ростовской области был направлен ответ на предписание, согласно которому полномочия органов местного самоуправления, относящиеся к реализации полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, относятся к вопросам местного значения сельского поселения (т.1 л.д. 9-10).

Прокурор Егорлыкского района Ростовской области считает позицию администрации Егорлыкского района по указанному полномочию органа местного самоуправления незаконной.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Признание граждан малоимущими и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, часть 2 статьи 49, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ) и является исключительно их компетенцией. Наличие специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Ростовской области данные правоотношения регулируются Областным законом Ростовской области № 363-ЗС от 07.10.2005 «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и постановлением Правительства Ростовской области № 354 от 04.05.2012 «Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Как следует из ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС от 07.10.2005, п. 1.5 раздела 1 Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение осуществляются органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно ч.1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области « О местном самоуправлении в Ростовской области» ( в ред. от 09.102.2018г) помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации,, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации."

Анализ вышеизложенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что признание малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также предоставление данной категории граждан жилых помещений органами местного самоуправления сельских поселений без осуществления данным органом местного самоуправления учета малоимущих граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, невозможно. Полномочиями по ведению данного учета на территории Ростовской области наделены администрации сельских поселений, а не администрации муниципальных районов.

Также судом принимается во внимание позиция Верховного Суда РФ, указанная им в определении Верховного Суда РФ от 14.02.2017 №16-КГ16-52 о том, что ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом, в компетенцию Администрации Егорлыкского района Ростовской области не входят полномочия по обеспечению проживающих в Егорлыкском сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а следовательно и полномочия по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При этом, согласно абзацу 2 части 2 статьи 3 Устава Муниципального образования «Егорлыкский район», принятого решением Собрания депутатов Егорлыкского района Ростовской области от 16.01.2015г. №268, за сельскими поселениями, входящими в состав Егорлыкского района, помимо вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д. 132-219).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Егорлыкского района, предъявленные к Администрации Егорлыкского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, являются необоснованными и поэтому их необходимо оставить без удовлетворения.

При этом, судом учитывается, что согласно пп. 5 ч. 1 ст. 2 Устава Муниципального образования «Егорлыкское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Егорлыкского сельского поселения от 24.04.2014г. №73, к вопросам местного значения Егорлыкского сельского поселения относятся обеспечение проживающих в Егорлыкском сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Часть 1 статьи 3 Устава Муниципального образования «Егорлыкское сельское поселение» предусматривает права органов местного самоуправления Егорлыкского сельского поселении на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения Егорлыкского сельского поселения, в том числе пп. 12 предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством (т.1 л.д. 90-131).

Судом также установлено, что 14.09.2018 Администрацией Егорлыкского сельского поселения вынесено постановление № 232 «Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», согласно которому Администрация Егорлыкского сельского поселения осуществляет организацию учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

Суд считает ошибочной позицию прокурора Егорлыкского района о том, что помимо администрации сельских поселения ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма возлагается на администрацию муниципального района.

С учетом изложенного, суд оставляет без удовлетворения административный иск прокурора Егорлысккого района.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Егорлыкского района Ростовской области, администрации Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2018 года.

Судья

2а-541/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Егорлыкского района
Другие
Администрация Егорлыкского сельского поселения
Суд
Егорлыкский районный суд
Судья
Попова Ольга Михайловна
01.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
01.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
17.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2018[Адм.] Судебное заседание
16.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2019[Адм.] Дело оформлено
11.04.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее