К делу № 2-34/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2019 г. г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Зубкова Г. А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием представителя истца Схапцежука А.Р. – Иванова А.Ш.,
представителя ответчика – МВД РФ – Аннина С.Е.,
прокурора Яриджанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Схапцежука Альбека Рамазановича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Схапцежук А.Р. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за незаконное содержание. В обоснование иска указал, что 31.07.2015 года старшим следователем по ОВД следственной части СУ МВД по Республике Адыгея Чич А.А., по признакам преступления предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, в отношении истца было возбужденно уголовное дело.
10.08.2015г. он был осужден приговором Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея и ему было назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В силу закона (ст. 75 УИК РФ) с момента вступления приговора в законную силу, истец, как осужденный, в течение 10 дней должен был быть эпатирован в колонию общего режима для отбывания наказания. Однако, в нарушение ст. 77.1 УИК РФ следователь ОВД СУ МВД по Республике Адыгея Чич А.А. перевел истца для производства следственных действий в ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Адыгея более чем на 3 месяца на основании постановлений о переводе осужденного в следственный изолятор, которые были признаны прокуратурой Республики Адыгея незаконными.
Считает, что в силу ст. 77.1 УИК РФ, и имея процессуальный статус обвиняемого, он мог быть оставлен в следственном изоляторе для участия в следственных действиях в качестве подозреваем (обвиняемого) на основании мотивированного постановления следователя не более чем на три месяца.
В нарушение действующего законодательства истец находился в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РА 13 месяцев.
Действия следователя Чич А.А. были признаны незаконными заместителем прокурора Республики Адыгея. Факт нарушения прав истца действиями должностного лица старшим следователем ОВД следственной части СУ МВД но Республике Адыгея Чич А.А. подтвержден решением заместителем прокурора Республики Адыгея и Заместителем Министра МВД по РА.
Последствия незаконного содержания в СИЗО выразились в критическом ухудшении состояния здоровья истца, находясь в непривычных для себя условиях строгой изоляции от общества истец испытывал стрессовое состояние от одиночества, а также от общения с лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, испытал крайне негативное отношение со стороны должностных лиц персонала СИЗО, а особую горечь, обиду и разочарование испытал из-за безразличия следователя и пренебрежения им процессуальными правами истца.
Просил взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РА в размере 3 000 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал полностью и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика в части размера компенсации морального вреда не признал, пояснив, что при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не представлено каких-либо документальных доказательств ухудшения здоровья, подтверждающих тяжесть перенесенных нравственных и физических страданий. Кроме того, возможность перевода осужденного в СИЗО предусмотрена ст. 77.1 УИК РФ. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы надзорных производств № 15-145-2017 и 17-112-2017, дав им надлежащую оценку, заслушав прокурора, полагавшего иск Схапцежука А.Р. обоснованным, но подлежащим уменьшению в части взыскиваемой суммы, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что приговором Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10.08.2015г. Схапцежук А.Р. был осужден по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В соответствии со ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу.
Между тем, как указывает истец, и данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в течение 13 месяцев с момента вступления приговора в законную силу Схапцежук А.Р. находился в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РА.
В соответствии со ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев.
Из материалов дела, а также надзорных производств по жалобам истца, усматривается, что нахождение истца в ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Адыгея осуществлялось на основании постановлений следователя ОВД СУ МВД по Республике Адыгея Чич А.А. о переводе осужденного в следственный изолятор от 17.11.2015г., от 20.02.2016г., от 18.04.2016г., от 18.06.2016г. и 18.08.2016г.
Также из материалов дела усматривается, что заместителем прокурора Республики Адыгея указанные действия следователя ОВД СУ МВД по Республике Адыгея Чич А.А. были признаны незаконными.
В соответствии с ч.1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст.ст.52-53 Конституции Российской Федерации установлено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании п.1 ст.1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ГК РФ).
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд считает, что длительное (13 месяцев) содержание истца в условиях СИЗО указывает на незаконность действий следователя ОВД СУ МВД по Республике Адыгея Чич А.А. При этом суд отмечает, что условия содержания в следственном изоляторе подозреваемых и обвиняемых существенно отличается в сторону ужесточения режима от условий содержания в исправительной колонии общего режима.
При определении степени причиненных истцу морального вреда, суд также принимает во внимание степень вины причинителя вреда – следственного органа, которую суд оценивает достаточно высокой.
Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, доводы истца, изложенные в обоснование заявленных требований, определяя размер компенсации морального вреда и учитывая при этом степень испытанных истцом нравственных страданий, длительность нахождения в СИЗО, суд полагает завышенной и неразумной истребованную сумму денежной компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей, которую указывает истец, и считает, что причиненный моральный вред может быть компенсирован выплатой в его пользу 100 000 рублей.
По мнению суда, эта сумма соответствует характеру и объему причиненных истцу нравственных страданий, является разумной и справедливой с учетом фактических обстоятельств по делу, индивидуальных особенностей личности истца
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Схапцежука Альбека Рамазановича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Схапцежука Альбека Рамазановича компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2019г.
Председательствующий Г.А. Зубков