Дело № 2-62/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2019 года с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Боронова А.М., действующего на основании поручения Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Киронда В.М. о возложении обязанности разработать проект освоения лесного участка и представить его для проведения государственной экспертизы,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Киронда В.М. о возложении обязанности разработать проект освоения лесного участка и представитель его для проведения государственной экспертизы, мотивируя свои требования тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в ноябре 2018 года проведена проверка исполнения лесного законодательства при разработке проектов освоения лесов, в ходе которой в деятельности ИП Киронда В.М. выявлены нарушения требований федерального законодательства. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и ИП Киронда В.М. заключен договор аренды № лесного участка, расположенного <адрес>. Срок действия проекта освоения лесов, разработанного ИП Киронда В.М., истек ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в нарушение требований федерального законодательства, ИП Киронда В.М. новый проект освоения лесов на вышеуказанный лесной участок в установленные сроки не разработан и не представлен для проведения государственной экспертизы, а соответственно, необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по охране и защите от пожаров, мероприятия по охране водных объектов, мероприятий по охране объектов животного мира, растительного мира не предусматриваются и не проводятся, что недопустимо. В связи с чем в адрес ИП Киронда В.М. ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление. ИП Киронда В.М. ДД.ММ.ГГГГ в природоохранную прокуратуру предоставлен ответ о том, что проект освоения лесов им будет разработан ориентировочно к ДД.ММ.ГГГГ, после чего будет предоставлен в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай для проведения государственной экспертизы. При таких обстоятельствах, указанные в представлении нарушения, до настоящего времени не устранены, проект освоения лесов на вышеуказанный лесной участок, который соответствует требованиям закона, не разработан и не направлен в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, положительное заключение государственной экспертизы не получено. В связи с тем, что проект освоения лесов, соответствующий требованиям закона, лесопользователем не разработан, необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по охране и защите от пожаров, не предусматриваются и не проводятся. Бездействием лесопользователя, выразившемся в непринятии мер по разработке проекта освоения лесов, нарушено право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленное статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также Российской Федерации, поскольку переданный лесной участок находится в ее собственности. Истец просит: возложить на ИП Киронда В.М. обязанность разработать в срок до ДД.ММ.ГГГГ соответствующий требованиям Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесного участка, расположенного <адрес>; предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработанный проект освоения лесного участка для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Ответчик и представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не известили суд о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание. Ответчик о рассмотрении дела в его отсутствие или отложении судебного заседания, не просил. Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и имущественных отношений Республики Алтай в письменном отзыве № от ДД.ММ.ГГГГ просил удовлетворить исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай и рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом мнения представителя истца - помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и неявившихся лиц в порядке заочного производства, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие надлежащим образом извещенных, неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства.
В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Боронов А.М. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Заслушав помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
В силу требований статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
На основании ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Статья 53.1. Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарнооздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных зеленых насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Указанные меры безопасности, согласно п. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляются арендаторами лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с разделами 28, 30 приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
В судебном заседании установлено, что между Министерством лесного хозяйства Республики Алтай (Арендодатель) и ИП Киронда В.М. (Арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка №, в соответствии с которым ИП Киронда В.М. предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1995,0 га, расположенный в кварталах <адрес>, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №.
Согласно пункту 29 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на срок 45 лет).
Договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Алтай за номером №.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 16 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан в течение 60 дней разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ответчиком устранено вышеуказанное нарушение, разработан и представлен для проведения государственной экспертизы проект освоения лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1995,0 га, расположенного <адрес>, имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре №.
В связи с тем, что ответчик не разработал и не представил для проведения государственной экспертизы проект освоения лесного участка, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить вышеуказанные нарушения требований законодательства путем разработки до ДД.ММ.ГГГГ проекта освоения лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1995,0 га, расположенного <адрес>, имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре №, и предоставления данного проект освоения лесного участка для проведения государственной экспертизы в Министерство лесного хозяйства Республики Алтай.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай, с ответчика в доход муниципального образования «Турочакский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от оплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Киронда В.М. в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» разработать проект освоения лесного участка, расположенного <адрес>, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить разработанный проект освоения лесного участка для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Киронда В.М. в доход муниципального образования «Турочакский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Турочакский районный Республики Алтай заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Алтай через Турочакский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.И. Долматова