К делу № 2-1966/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2014 г.                                  гор. Геленджик

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Садова Б.Н.

при секретаре судебного заседания - Сузановской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Василиади М.Х. и Егиян М.М. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровой оценки земельного участка и об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной, -

У С Т А Н О В И Л :

        Василиади М.Х. и Егиян М.М., с учетом уточненных исковых требований, обратились в суд с иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровой оценки земельного участка и об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной.

В обоснование иска указали, что они являются собственниками земельного участка общей площадью 1202 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, для размещения объектов оптовой и розничной торговли, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АМ и от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АМ

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ года, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 44 177 827 рублей 20 копеек. Являясь плательщиками земельного налога, с указанной кадастровой стоимостью не согласны, считая её многократно завышенной.

    Просят определить кадастровую стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года в размере равной его рыночной стоимости, обязав ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка определённой по состоянию на 01.01.2011 года в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель истцов по доверенностям Дмитриев М.В. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Величко Р.Н. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края в разрешении спора полагалась на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - администрации МО город-курорт Геленджик по доверенности Василенко В.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, истцам на праве общей долевой собственности (<данные изъяты>) принадлежит земельный участок, общей площадью 1202 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, для размещения объектов оптовой и розничной торговли, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АМ и от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АМ

Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 44177827 рублей 20 копеек, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ года.

Истцы, ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, которая полагают значительно превышает его рыночную стоимость, обратились с ходатайством о проведении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка, так как это напрямую влияет на размер земельного налога.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Данную позицию изложил в своём определении Конституционный Суд Российской Федерации от 03.02.2010 года № 165-О-О.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст.ст. 390 и 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законный интерес лица, обратившегося в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, состоит именно в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка показателям его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия выступает нарушением прав лица как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, размер которого зависит от величины кадастровой стоимости. Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков направлен на преодоление неточностей её определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночной стоимости земельного участка.

Права истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Определением Геленджикского городского суда от 18 июля 2014 года по данному делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю.

Согласно выводу полученного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ года, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 1202 кв.м., (кадастровый номер ) по состоянию на 01.01.2011 года составляет 16 458 986 (шестнадцать миллионов четыреста пятьдесят восемь тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей.

Суд, оценив указанное заключение эксперта с учётом положения ст.67 ГПК РФ, принимает его в качестве допустимого доказательства, так как оно соответствует фактическим обстоятельствам дела, составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость указанного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2011 года, то есть на последнюю дату проведения государственной кадастровой оценки земель, эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, оснований сомневаться в объективности его выводов не имеется. Заключение сторонами не оспаривалось.

Таким образом, суд полагает, что информация, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости (далее ГКН), о кадастровой стоимости указанного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 года.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Несмотря на это, ничто не препятствует титульному владельцу обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

С учетом приведенных положений законов, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и ее оспаривание в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ", но и в случае установления рыночной стоимости земельного участка, определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон № 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона № 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.

В силу п.11 ч.2 ст.7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При этом согласно ч.4 ст.16 Закона № 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, на основании Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка.

В соответствии со ст.24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года           № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В 2011 году в Краснодарском крае выполнена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов (далее — ГКОЗ НП), расположенных на территории Краснодарского края. Результаты ГКОЗ НП утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края» и вступили в силу 01.01.2012 года. Перечень земельных участков, подлежащих актуализации ГКОЗ НП, был сформирован по состоянию на 01.01.2011 года.

Таким образом, судом установлено, что последняя дата проведения государственной кадастровой оценки земельного участка является 01.01.2011 года, а указанная кадастровая стоимость данного земельного участка для определения его платности в силу ст.65 Земельного кодекса РФ вступила в законную силу 01.01.2012 года.

Действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила оценки), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В силу п.5 указанных Правил оценки, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно п.10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно п.8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508, кадастровая стоимость объектов оценки (земельных участков) определяется на дату формирования Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке).

Соответственно, рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2011 года может быть применена только к правоотношениям, на которые распространяет своё действие Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края», которым определено проведение государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2011 года и, которое действует для целей налогообложения с 01.01.2012 года.

Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Между тем с учетом положения п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу указанного положения, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства и названные нормы законодательства, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования, обязав ответчика осуществить внесение в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

В силу ч.1 ст.144 ГПК РФ суд считает возможным, после вступления решения суда в законную силу, отменить обеспечительные меры в виде приостановки действий по налоговым обязательствам в части исчисления и расчёта земельного налога, в том числе его размера и авансовых платежей по налогу, сроку их уплаты и налоговой ответственности за нарушения сроков уплаты авансовых платежей по налогу и подачи налоговой декларации в отношении спорного земельного участка, принятые определением Геленджикского городского суда от 04.07.2014 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1202 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2011 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 16 458 986 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1202 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 16 458 986 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 04.07.2014 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1202 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░:

2-1966/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Василиади М.Х.
Егиян М.М.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестр по КК"
Другие
ИФНС г.Геленджик
Суд
Геленджикский городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
gelendjik-gor.krd.sudrf.ru
01.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2014Передача материалов судье
04.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.07.2014Предварительное судебное заседание
12.09.2014Производство по делу возобновлено
12.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2014Судебное заседание
25.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2014Дело оформлено
25.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее