Дело № 2-122/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 15 января 2015 года
Ленинский районный суд города Уфы в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
секретаря судебного заседания Хаковой Л.Т.,
с участием представителя истцов (ответчиков) Мельникова М.С.,
представителя ответчика (истца) ЗАО «УралСиб Жизнь» Нагуманова В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> к ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» о взыскании материального ущерба, а также встречному исковому заявлению ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» к Иванову <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> о признании недействительным договора страхования жизни и здоровья «Заемщика потребительского кредита» в части страхования с применением последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов Ю.Г. и Игнатьева О.Ю. обратились в суд с иском к ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» о взыскании материального ущерба.
В обоснование своих требований истцы (ответчики) указали, что 18.12.2012 года между Ивановой Н.В. и ОАО «БАНК УРАЛСИБ» был заключен кредитный договор, кроме того, при заключении кредитного договора был заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья заемщика потребительского кредита, страховым случаем по которому является смерть от любых причин, период действия договор с 19.12.2012 года по 18.12.2017 года, выгодоприобретатель ОАО «УралСиб». 02.03.2014 года Иванова Н.В. умерла от инфаркта мозга, вызванного неуточненной закупоркой или стенозом мозговых артерий. После вступления в наследство, Игнатьевой О.Ю. было подано заявление на страховую выплату по факту смерти Ивановой Н.В., между тем, 14.07.2014 года ЗАО «УРАЛСИБ Жизнь» отказало Игнатьевой О.Ю. в страховой выплате.
Иванов Ю.Г. и Игнатьева О.Ю. просят взыскать с ЗАО «УРАЛСИБ Жизнь» в пользу выгодоприобреталетя ОАО «УралСиб» невыплаченное страховое возмещение в размере 273 741 рубль 1 копейка, взыскать в пользу каждого из них неустойку в размере 3167 рублей 98 копеек, штраф в размере 50 % от взыскиваемой судом суммы, расходы на оплату услуг нотариуса в размере 650 рублей.
Впоследствии истцы (ответчики) увеличили свои исковые требований, просят взыскать с ЗАО «УРАЛСИБ Жизнь» в пользу выгодоприобреталетя ОАО «УралСиб» невыплаченное страховое возмещение в размере 304 755 рублей 46 копеек, взыскать в пользу каждого из них неустойку в размере 3167 рублей 98 копеек, штраф в размере 50 % от взыскиваемой судом суммы, расходы оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг нотариуса в размере 650 рублей.
Кроме того, ЗАО «Страховая компания «УРАЛСИБ Жизнь» обратилось в суд со встречным иском к Иванову <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> о признании недействительным договора страхования жизни и здоровья «Заемщика потребительского кредита в части страхования с применением последствий недействительности сделки, так как в ходе проверки было установлено, что до заключения договора страхования жизни у Ивановой Н.В. были установлены диагнозы и проводилось лечение, и Иванова Н.В. зная об этом, должна была проинформировать страховую компанию об этом.
Согласно возражению на встречный иск, истцы (ответчики) просят отказать в удовлетворении встречного иска, поскольку ст. 964 ГК РФ предусмотрены конкретные случаи освобождения страховщика от страховой выплаты.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 18.12.2012 года между ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и Ивановой <данные изъяты> был заключен кредитный договор <данные изъяты> на сумму в 365 541 рубль 45 копеек под 15,25 % годовых сроком на 5 лет.
Кроме того, в тот же день между Ивановой Н.В. и ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» был заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья «Заемщик потребительского кредита» по программе страхования «ЗПК-1И-2.15», страховая сумма 330 060 рублей, срок действия договора с 19.12.2012 года по 18.12.2017 года, выгодоприобретателем является ОАО «УРАЛСИБ».
Из свидетельства о смерти <данные изъяты> от 03.03.2014 года следует, что 02.03.2014 года Иванова Н.В. умерла.
Из свидетельств о праве на наследство серии <данные изъяты> от 24.09.2014 года следует, что истцы (ответчики) являются наследниками умершей Ивановой Н.В.
В связи со стиховым случаем - смертью застрахованного лица истцы (ответчики) просят взыскать с ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» страховую сумму.
Из материалов дела следует, что при заключении договора страхования жизни и здоровья по программе «ЗПК-1И-2.15» Иванова Н.В. подтвердила, что она не болеет заболеваниями сердечно сосудистой системы (стенокардия, стойкая гипертония, аритмия, тахикардия, ревматизм).
Согласно справки о смерти <данные изъяты> от 03.03.2014 года Иванова Н.В. умерла 02.03.2014 года от инфаркта мозга, вызванного неуточненной закупоркой или стенозом мозговых аретрий.
Из выписки из медицинской карты МБУЗ ГКБ № 5 г. Уфы следует, что Иванова Н.В. наблюдалась в поликлинике <данные изъяты> г. Уфы, а с 21.12.2006 года в поликлинике <данные изъяты> г. Уфы с диагнозом: стенокардия напряжения ФК III ПИКС (2003 г.), мерцательная аритмия тахисистолической формы XCH I, ФК II, гипертоническая болезнь III ст. III ст. р. 4., сахарный диабет II тип инсулинозависимый средней степени тяжести, с 04.01.2007 по 25.01.207 года находилась на стационарном лечении в I т.о. ГКБ № 5 с диагнозом: ИБС. Прогрессирующая стенокардия со стабилизацией в стенокардию напряжения ФК III ПИКС (2003 г.), с 19.08.2008 по 24.08.2008 года находилась на стационарном лечении в клинике <данные изъяты> с диагнозом: атерома спины, сахарный диабет II тип течения, диабетическая полинейропатия нижних конечностей. ИБС, мерцательная аритмия. Гипертоническая болезнь III ст., III ст., р. 4, ОНМК, ПИКС. 01.03.2014 года была госпитализирована в ГКБ <данные изъяты> г. Уфы с диагнозом: острое нарушение мозгового кровообращения, умерла 02.03.2014 года.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из анализа приведенной нормы права следует, что заключая договор страхования, страховщик предполагал добросовестность поведения страхователя и надлежащее исполнение последним своей обязанности сообщить страховщику информацию, имеющую существенное значение для определения степени страхового риска.
В связи с вышеустановленными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что при заключении договора страхования Иванова Н.В. знала о наличии у нее заболеваний, и умышленно не сообщила страховщику данные сведения, тем самым, лишив страховщика на момент заключения договора возможности оценить страховой риск и определить вероятность наступления страхового случая, что влияет на установление условий заключения договора страхования.
Положения статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение страховщику возможности наиболее точного определения вероятности наступления страхового случая и избежание рисков, которые не оценивались страховщиком при заключении договора страхования. Сообщение страхователем страховщику ложных сведений является в соответствии со статьей 179 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для оспаривания договора как сделки, совершенной под влиянием обмана.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Иванова <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> следует отказать, а встречные исковые требования ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» к Иванову <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> о признании недействительным договора страхования жизни и здоровья «Заемщика потребительского кредита» в части страхования с применением последствий недействительности сделки.
Учитывая, что в удовлетворении основного требования о взыскании страховой суммы истцам (ответчикам) судом отказано, в удовлетворении требований о взыскании неустойки, штрафа и судебных расходов также следует отказать, поскольку они являются производными от основного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Иванова <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> к ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» о взыскании материального ущерба.
Удовлетворить встречный иск ЗАО Страховая компания «УралСиб Жизнь» к Иванову <данные изъяты> и Игнатьевой <данные изъяты> о признании недействительным договора страхования жизни и здоровья «Заемщика потребительского кредита» <данные изъяты> от 18.12.2012 года в части страхования Ивановой <данные изъяты> с применением последствий недействительности сделки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов
Подлинный документ подшит в дело Ленинского районного суда г. Уфы № 2-122/15
Судья:
Секретарь: