Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2019 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.
при секретаре Осиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сызрани гражданское дело № 2-254/2019 по иску Петрова М. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии и включении в страховой стаж иных нестраховых периодов по уходу за ребенком инвалидом
У С Т А Н О В И Л:
Петров М.И. обратился в суд с иском к ответчику, просит признать Решение Управления Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и <адрес>х (Самарской области) Решение № *** от <дата>; Решение № *** УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и <адрес>х (Самарской области) от <дата> об отказе в назначении пенсии незаконными. Включить иные периоды по уходу за ребенком инвалидом за период с <дата> по <дата> в его страховой стаж, дающий право на назначении пенсии досрочно, обязать ответчика назначить Петрову М.И. досрочную страховую пенсию с даты обращения с <дата>.
Ссылается в обоснование иска на то, что 10.07.2014г. он 29 июля обратился в отделение ПФР <адрес>, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 п.1 от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", однако Решением № *** УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и <адрес>х (Самарской области) от <дата> комиссия вынесла решение об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии в виду отсутствия 20 летнего страхового стажа, без указания причины отказа. Повторно <дата> он заполнил заявление о назначении пенсии с соответствующими документами и отправил через отделение связи Почта России заказным письмом в соответствии со ст. 28 п.1 ФЗ от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако Решением № *** УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и <адрес>х (Самарской области) от <дата> ему было отказано в назначении страховой пенсии, в ввиду отсутствия 20 летнего страхового стажа, с указанием причины, оснований для зачета в страховой стаж периодов ухода не имеется, ввиду отсутствия выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданная федеральным учреждением МСЭ. Не учтен стаж по уходу за ребенком инвалидом за период с <дата> по <дата>. Стаж учтен 19 лет 0 месяцев и 27 дней.
Однако, с этим нельзя согласится. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. Из содержания указанной нормы закона следует, что одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является воспитание отцом ребенка-инвалида до достижения ребенком возраста 8 лет. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в редакции от 20.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5 Постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г. (ред. от 12 марта 2010 г.) "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 27.1 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п. 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы: о рождении ребенка, о воспитании ребенка до восьмилетнего возраста, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Исходя из приведенных положений закона для возникновения права на получение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" истцу необходимо было представить в пенсионный орган документы, подтверждающие, что сын истца П.В. <дата> года рождения, признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом и воспитывался им до 8-милетнего возраста.
Имеется решение комиссии самого же ответчика за № ***) от <дата> и Решение № *** от <дата>, которыми Пенсионный Фонд признает факт рождения и воспитания до 8 лет возраста ребенка-инвалида П.В. истцом Петровым М. И..
Согласно Определения Конституционного суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 года N 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Изменение в законодательстве не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 30 Закона установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу данного Закона.
В соответствии с разъяснением пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 6 ч. 1 статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ) иные периоды, засчитываемые в страховой стаж период работы, подлежащий зачету период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком.
В соответствии с Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.91 N 190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий данный документ действовал на момент приобретения прав. В качестве документов, подтверждающих нахождение на инвалидности, могут приниматься: в отношении детей - инвалидов, не получавших пособия, справки лечебных учреждений о том, что их заболевание предусмотрено в Медицинских показаниях, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, и о времени постановки ребенка на учет в лечебное учреждение по этому заболеванию. В соответствии с Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, утверждены Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июля 1991 г. N 117 данный документ действовал на момент приобретение прав, его отменили в 2000 году.
По запросу МЭС для подтверждения, у сына истца, рожденного 01.07.1979г. статуса «ребенка-инвалида», было рекомендовано обратиться в учреждение здравоохранения. Сыну истца по месту его постоянного лечения была выдана справка 20.11.2018, с подтверждением статуса, «ребенок-инвалид» за период с 1986 года по 1995 год (в возрасте с 7 лет до 16 лет). Диагноз Хроническая тромбоцитопеническая пурпура при непрерывно рецидивирующем течении с тяжелыми геморрагическими кризами. В соответствии с Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, утверждены Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июля 1991 г. N 117 п. 1.8. раздел III.
В 1998 году сын истца, ребенок-инвалид, был направлен согласно справки от 23 июня на комиссию для установления группы инвалидности, так как согласно ранее действующего и нынешнего законодательства группа инвалидности детям-инвалидам не определяют, им устанавливается общая категория «ребёнок-инвалид», а только в возрасте 18 (ранее до16) лет устанавливается инвалидность по группам. В настоящее время сын истца является инвалидом III группы статус «инвалид с детства».
Сын истца являлся ребенком-инвалидом и года по уходу за ним за период с <дата> по <дата>, полает подлежат зачету в страховой стаж истца.
Считает, что сотрудники ПФР злоупотребили правом в нарушении ст. 10 ГК РФ не разъяснили и не истребовали у него дополнительные документы ни в 2014 году, ни 2018 году справку в подтверждение того, что мой сын имел статус «ребенок-инвалид», при подаче заявления на назначение досрочной пенсии и, скрыли факт отсутствия выписки, он никаким образом не мог догадаться и не мог знать, что в ПФР в деле его сына отсутствует выписка, ему никто об этом не сообщал, и он не обладает юридическими знаниями.
Сотрудники ПФР нарушили законодательство в части: 22 п.3-4 на представление дополнительных документов для назначения пенсии по сроку 3 месяца заявление на назначение пенсии было подано <дата>, а решение ПФР об отказе мне в назначение пенсии вынесено <дата>, второй раз заявление подано <дата>, решение вынесено <дата> до срока истечения трех месяцев с правом подачи дополнительных документов, поскольку данное требование закона сотрудником ПФР выполнено не было, произошло нарушение нормы процессуального права, так как течение трехмесячного процессуального срока не начиналось, отказ в назначении пенсии со дня возникновения права на пенсию, с <дата>, незаконен (А); нарушения статьи 21 пункта 6, положение части 7 статьи 21 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФЗ «О страховых пенсиях» (Б); нарушения п. 58 Приказа Минтруда России от 28.03.2014 N 157н «Об утверждении Административного регламента «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению»; п.31 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией (В); п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии в соответствии с федеральными законами № *** ФЗ и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от <дата>г. № *** па).
К заявлению гражданина, которое он подал в ПФР за назначением страховой пенсии, по дополнительным документам истец, не получал разъяснений и требований к их представлению. Представитель истца Цуркан С.И. неоднократно, со дня подачи заявления на назначение пенсии, интересовалась, все ли документы есть у пенсионного фонда в наличии, на что сотрудники ПФР с уверенностью отвечали, что все в порядке и документы поданы в полном объеме на вопрос о наличии документов в пенсионном деле моего сына инвалида отвечали все документы об инвалидности хранятся в деле пенсионера, ждите назначение пенсии.
В соответствии с обзором судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Постановлением Президиума от 27.09.2006, указано, что норму права п. 3 ст. 19 Федерального закона 173- ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, на момент первоначального обращения подачи заявления за досрочной пенсией <дата>, но не ранее наступления права на нее, т.е. <дата>, обратившись в пенсионный орган, истец имел право на указанную пенсию, однако не знал о своем праве и не располагал необходимыми сведениями/разъяснениями и документами, подтверждающими право на пенсию.
Считает, что сотрудники ПФР пользуясь тем, что он, Петров М. И., малограмотен и юридическими знаниями не обладает, в обход закона, не указали причину, почему ему не учтен в страховой стаж период ухода за ребенком инвалидом, не отразили и скрыли причину в Решении № *** УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и <адрес>х (Самарской области) от <дата>, тем самым произошло злоупотребление правом в нарушении ст. 10 ГК РФ, которая предусматривает о не допущении осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действие, заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
В нарушение Постановления Правительства РФ от <дата> N 1015 п.34 не предложили истцу заполнить заявления о включении стажа периода ухода за ребенком инвалидом по форме согласно приложению N 3. Возражает против применения срока исковой давности.
В судебном заседании представитель истца Петрова М.И. по доверенности Цуркан С.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что в настоящее время истцу и его представителю не известно, где проживают и находятся П.В. и его мать П.Л. Они уехали на постоянное место жительство в другой город, отношений они не поддерживают. Документов, подтверждающих факт признания сына инвалидом с детства, документов, подтверждающих получения П.В. социального пособия, пенсии по инвалидности у истца не имеется, предоставила письменные пояснения.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) по доверенности исковые требования не признала, предоставила письменные отзывы.
Представитель третьего лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> республики-Чувашии в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил рассмотреть дело без участия представителя.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснила, что она работает врачом-педиатром с 1982 г., когда П.В. пошел в первый класс в 1986 г. ему было диагностировано заболевание болезнь Верльгофа или тромбоцитопеническая пурпура. Ребёнок был обследован, наблюдался гематологом области. В детстве он лежал в больнице каждый год, у него было, в том числе оперативное лечение. Он стоял на учете по заболеванию. Должно быть комиссионное заключение в детской карточке об установлении диагноза, отдельного заключения в карточке в карточке она не помнит, но диагноз ему установлен с 1986 года. Срок хранения заключения составляет 16 лет. Детской медицинской карточки в больнице нет, так как она была выдана на руки П.В., который уехал в <адрес>. Семья Петровых неблагополучная, получали или они пособия она сказать не может. Когда она выдала справку, к ней обратился П.В., но он принес только взрослую карточку, детской карточки не было.
Заслушав лиц, исследовав письменные материалы дела, судья полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается досрочно при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, при достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами - 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Кроме того, опекуну инвалида с детства на момент обращения за назначением пенсии или лицу, являвшемуся опекуном инвалида с детства, воспитавшему его до восьмилетнего возраста, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 1 год и 6 месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если мужчина имеет страховой стаж не менее 20, а женщина - не менее 15 лет.
Судом установлено, что <дата> истец Петров М.И. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 ФЗ № *** «О трудовых пенсиях» с <дата>.
Решением УПФР в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и <адрес>х Самарской области Петрову М.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 ФЗ № *** «О трудовых пенсиях» было отказано отсутствием необходимого стажа.
<дата> истец Петров М.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) № *** от <дата> в назначении страховой пенсии по старости Петрову М.И. было отказано, в связи отсутствием документов, подтверждающих факт установления П.В. инвалидности по категории «ребенок-инвалид» и отсутствием в связи с этим оснований для зачета в страховой стаж истца периода ухода с <дата> по <дата> за П.В. Документально подтвержденный страховой стаж Петрова М.И. с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> № ***-П составляет 19 лет мес. 27 дней, что менее требуемых 20 лет.
Согласно свидетельства о рождении I-РЛ № *** от <дата> отцом П.В. <дата> года рождения являются Петров М. И. и П.Л. (л.д. 11).
Как следует из справки от <дата>, выданной врачом ГБУЗ СО «Шигонская центральная районная больница» Свидетель №1 П.В. <дата> г.р. имел статус ребёнок-инвалид с 1986 г. по 1995 г.
<дата> П.В. ( 19 лет) выдано направление на медико-социальную эеспертизу
Согласно справки БМСЭ СО № *** от <дата> П.В. установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности – инвалид с детства на срок до <дата>
Согласно справки БМСЭ СО № *** от <дата> П.В. установлена повторно третья группа инвалидности, причина инвалидности – инвалид с детства на срок до <дата>
Согласно справки БМСЭ СО № *** от <дата> П.В. установлена повторно третья группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности – инвалид с детства.
Согласно материалам пенсионного дела П.В. <дата> г.р. П.В. назначена <дата> социальная пенсия по инвалидности, дата установления инвалидности <дата>, до данного периода пенсия по инвалидности не устанавливалась и не выплачивалась.
Статус ребенка-инвалида в СССР был впервые официально признан Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 г. N 469 "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства".
Согласно Приказу Минздрава СССР от 14 декабря 1979 года N 1265, "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет", утвержден Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, в соответствии с которым производилась выдача медицинских заключений на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет., выплачивались пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, выдавались удостоверения "Получателя ежемесячного пособия".
Согласно п.1 Порядка выдачи медицинских заключений, утверждённого вышеуказанным Приказом, выдача медицинского заключения производится медицинскими учреждениями (республиканскими, областными, районными и др. больницами). Врачи (участковые педиатры), имеющие на учете детей и подростков с заболеваниями и патологическими состояниями, предусмотренными перечнем обязаны предоставить больного с медицинскими документами на ВКК, а при ее отсутствии главному врачу. На основании решения комиссии подготовить медицинское заключение по установленной форме (п.2) медицинское заключение оформляется за подписью главного врача или заместителе главного врача по лечебной части и в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел соцобеспечения по месту жительства родителей (опекуна) ребенка. На руки родителям выдается справка, подтверждающая, что медицинское заключение направлено в отдел соцобеспечения ( п.3) Анамнестические и объективные данные, послужившие основанием для выдачи медицинского заключения фиксируются в первичной медицинской документации в установленной форме ( индивидуальная карта амбулаторного больного, карта стационарного больного) ( п.8).
В соответствии с Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий инвалидам с детства в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 года N 469 "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства", утвержденной Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 15 октября 1979 года N 437 и согласованной с Министерством финансов СССР, Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС, пособия на ребенка-инвалида назначаются по заявлению одного из родителей комиссиями по назначению пенсии при исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов и выплачиваются органами социального обеспечения по месту жительства родителей, которым назначено пособие на детей-инвалидов. При переезде получателя пособия на постоянное место жительства в другой район (город) выплата пособия продолжается в этом районе (городе) по получении личного дела соответствующим органом социального обеспечения по новому месту жительства получателя пособия. Пособия на детей-инвалидов назначаются в размерах 20 рублей в месяц, Министерством социального обеспечения РСФСР выдавались удостоверения "Получателя ежемесячного пособия".
В 1990 г. Законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 устанавливается понятие инвалидности и сама инвалидность определяется как условие реализации права на социальную пенсию. Правом на такую пенсию были наделены дети-инвалиды в возрасте до 16 лет, а размер пенсии определялся в размере минимальной пенсии по старости, устанавливаемой, в свою очередь, на уровне минимального размера оплаты труда.
Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления, определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), действующими на основании положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (ст. 24 Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР").
В соответствии с приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет" в отношении детей инвалидность устанавливается на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом", медицинское заключение по установленной форме оформляется детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими, центральными районными и районными больницами и поликлиниками, поликлиниками на водном и железнодорожном транспорте, специализированными диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно - профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам ( п.п.2-4). Не позднее чем за 1 месяц до исполнения 16 лет дети - инвалиды должны быть направлены на освидетельствование ВТЭК ( п.6)
С 1999 г. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" категория "ребенок-инвалид" устанавливается лицам в возрасте до 18 лет. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2, 4 ст. 1)
Как указывает представитель истца, документов, подтверждающих факт признания сына инвалидом с детства, документов, подтверждающих получения П.В. социального пособия, пенсии по инвалидности у него не имеется.
Согласно ответа ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» от <дата> № *** все материалы пенсионных дел, в том числе медицинские заключения на детей- инвалидов в возрасте до 16 лет, ранее направляемые в отделы соцобеспечения (Собес) по <адрес> с мая 2001 года переданы в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное).
Как следует из ответа Министерства демографической и семейной политики Самарской области от <дата> № *** медицинское заключение на П.В. <дата> в министерство не поступало.
Согласно ответа военного комиссариата городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и <адрес>ов Самарской области от <дата> № *** П.В. 1979 г.р. по учетным данным службу в РА не проходил, <дата> призывной комиссией РВК <адрес> признан «В» - ограниченно годным к военной службе.
Как следует из ответа Администрации муниципального района Шигонский Самарской области от <дата> № ***-С медицинское заключение на П.В. <дата> в архиве отсутствует.
Согласно материалам Пенсионного дела на П.В. 1979 г.р. сведения о выплате социальных пособий и пенсий до периода назначения пенсии по инвалидности 3 группы в 1998 году в материалах пенсионного дела отсутствуют.
Таким образом, какие либо доказательства, подтверждающие наличие у П.В. статуса ребенка-инвалида, в том числе в период с <дата> по <дата> в материалах дела отсутствуют, в нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом, представителем истца суду не предоставлены.
Судом установлено, что истец просит включить в общий страховой страж период ухода за ребенком - инвалидом с <дата> по <дата> В данный период времени действовал Закон РФ от <дата> N 340-1 (действующий до <дата>).
Согласно п.п. а ст. 11 Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действующим до 01.02.2002 г.) пенсия на льготных основаниях устанавливается матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьми лет, - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Аналогичные положения были в Законе СССР от 15.05.1990 № 1480-1 «О пенсионном обеспечении граждан в ССР» (ст. 18), Законе СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (ст. 12).
Право на включение в общий трудовой стаж периода ухода, осуществляемого любым трудоспособным лицом, за ребенком-инвалидом установлено подпунктом 6 пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступившим в законную силу 1 января 2002 года.
Подпунктом 1 ч.1 ст. 32 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в законную силу с 1 января 2015 года) установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Поскольку ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ни Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержат указаний о придании Закону обратной силы включения в общий страховой стаж периода ухода трудоспособного лица, в том числе отца ребенка, за ребенком- инвалидом подлежит включению в общий страховой стаж после 1 января 2002 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (Решение от 1 октября 1993 года N 81-р, определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О и др.).
Развивая приведенную правовую позицию, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 ГК Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П; определения от 18 января 2005 года N 7-О, от 29 января 2015 года N 211-О и др.) (Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2015 N 1539-О )
При установленных обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Петрова М.И. о включении в его страховой и общий трудовой стаж периода ухода с <дата> по <дата> за ребенком- инвалидом, назначения и начисления пенсии с даты обращения <дата>, признания решения Управления пенсионного фонда Рф в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и <адрес>х Самарской области № *** от <дата>, Решения № *** УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) № *** от <дата> незаконными, назначении Петрову М.И. досрочно страховой пенсии с даты первоначального обращения с 29.07.2014г. не имеется.
Доводы представителя истца о том, что наличие диагностированного заболевания у П.В. 1979 г.р. дает ему право на получение статуса ребенок- инвалид не может быть принято судом во внимание по следующим основанием.
В период диагностирования у П.В. заболевания болезнь Верльгофа или тромбоцитопеническая пурпура действовал Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, утвержденный Приказом Минздрава СССР от <дата> N 1265.
Согласно указанному Перечню заболевание П.В. болезнь Верльгофа или тромбоцитопеническая пурпура было включено раздел А III заболевания внутренних органов и патологических состояний, дающих право на получение пособия сроком на 2 года под пунктом «в» ст. 6 при наличии следующей характеристики клинической картины и функционального состояния: состояние после спленэктомии с непрерывно рецидивирующим течением с выраженным геморрагическим синдромом и тромбоцитопенией (тромбоцитов менее 35 тыс. в 1 куб.мм)
Согласно п. 4 Порядка выдачи медицинских заключений, утверждённого Приказом Минздрава СССР от 14 декабря 1979 года N 1265
при решении вопроса о выдаче медицинского заключения на ребенка инвалида в возрасте до 16 лет необходимо в каждом случае учитывать особенности функционального состояния организма, характер и течение паталогического процесса, степень развития компенсации, а также степень социальной дезадаптации, возможность вовлечения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы (инвалидность в детском возрасте это состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможности ребенка участвовать в адекватными возрасту воспитательных и педагогических процессах, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе, помощи и надзоре).
Таким образом, установление инвалидности при заболевании болезнь Верльгофа или тромбоцитопеническая пурпура было возможно при наличии определенной клинической картины сроком на 2 года.
В соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Минздрава РСФСР был принят приказ от 04.07.1991 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет" (Утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.05.2000 N 161), устанавливающий перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, причем установлены сроки инвалидности от 6 мес. до 2 лет, от 2 до 5 лет, 5 лет, до достижении 16 летнего возраста. В данном перечне отсутствует как основание назначения инвалидности заболевание- болезнь Верльгофа или тромбоцитопеническая пурпура, имеются указания на определенные клинические состояния.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ доказательств наличия определенных клинических состояний, являющихся основанием для признания ребенка инвалидом, суду не предоставлено.
Согласно приложения 2 к Приказу Минздрава РСФСР от 4 июля 1991 г. N 117 ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МЕДИЦИНСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМВ ВОЗРАСТЕ ДО 16 ЛЕТ инвалидность означает необходимость предоставления социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно - психологических, социально - педагогических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, состояние компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения ( п.1)
В нарушении ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, что клиническая картина, необходимая для установления статус ребенок –инвалид имелась у П.В. в том числе в период с <дата> по <дата> суду не предоставлено. Медицинские документы (выписки, анализы), предоставленные суду, датированы 1986,1987 гг., сведений о наличии медицинского заключения о присвоении статуса инвалид не содержат, направление на медико-социальную экспертизу датировано <дата> (после достижения возраста 18 лет).
Доводы представителя истца о нарушении сотрудниками ПФР требований законодательства при вынесении решения № *** от <дата>, решения № *** от <дата> не могут быть принято судом во внимание, так как в удовлетворении требований о признании данных решений незаконным судом отказано, данные доводы являются произвольными от основных требований.
Суд полагает необходимым отказать ответчику в удовлетворении ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности в части признания незаконным решения № *** от <дата>, поскольку в силу требований ст. 208 ГК РФ применение срока исковой давности, который регулирует гражданско-правовые отношения, не распространяется на настоящие спорные правоотношения, относящиеся к социально- публичным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Петрова М. И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) – отказать.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья Лёшина Т.Е.