Решение по делу № 2-76/2019 (2-4134/2018;) от 25.10.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2019 г. №2-76

Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Пресниковой И.А., с участием прокурора Шапрана Д.И., при секретаре Ланцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Североморского гарнизона в интересах Российской Федерации к Латыпову ФИО9, Латыповой ФИО10, Латыповой ФИО11 о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Североморского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском о взыскании с ответчиков суммы неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>., ссылаясь на то, что ответчик Латыпов А.Б. проходил военную службу по контракту в распоряжении командующего <данные изъяты> Приказом командующего Северным флотом <данные изъяты>. ответчик был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. В соответствии с положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» ответчику на семью в составе 4-х человек было предоставлено жилое помещение общей площадью <данные изъяты>.м., расположенное по адресу: <адрес>, Осиновая Роща, <адрес> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии указанное жилое помещение было приватизировано членами семьи ответчика Латыповой Е.А. и Латыповой Д.А. Вместе с тем, при проведении прокуратурой проверки в сфере сохранности государственной собственности, прокурором установлено, что согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. за ответчиком Латыповым А.Б. значилось в собственности жилое помещение в виде <данные изъяты> квартиры по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м. Однако, ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, для принятия решения о предоставлении ответчику жилого помещения на основании ФЗ «О статусе военнослужащих», ответчик не предоставил сведений о наличии у него в собственности указанной доли квартиры, чем ввел в заблуждение истца. Прокурор считает, что в результате незаконного обращения в собственность чужого имущества – квартиры общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес> государству в лице Министерства обороны РФ причинен имущественный вред в размере стоимости <данные изъяты>.м. - <данные изъяты>. Прокурор просит указанную сумму взыскать с ответчиков.

Представитель истца Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в их отсутствие, иск поддерживает.

Ответчик Латыпов А.Б. с иском не согласился, просит применить срок исковой давности, пропущенный прокурором при обращении в суд с данным иском, не согласен также с размером стоимости одного кв.м. жилого помещения, определенного истцом.

Ответчики Латыпова Е.А., Латыпова Д.А. в суд не явились, извещались надлежаще, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны, также просят применить срок исковой давности, пропущенный истцом.

Суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ответчик Латыпов А.Б. проходил военную службу по контракту в распоряжении командующего Северным флотом (по организационно-штатным мероприятиям), в воинском звании «капитан 2 ранга».

В соответствии с приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.98г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными закона и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащим –гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.

При предоставлении в соответствии с данным Федеральным законом гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 15.1 приведенного выше Федерального закона №76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом частью 3 указанной статьи предусмотрено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 данной статьи, и предусмотренного пунктом 2 данной статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти кв.м. общей площади жилого помещения в общей сложности.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона №76-ФЗ определено, что к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, установленные данным законом, относятся : супруга (супруг) ; несовершеннолетние дети ; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста ДД.ММ.ГГГГ ; дети в возрасте до ДД.ММ.ГГГГ, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения ; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В соответствии с п.п.»а» и п.п.»б» п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением правительства РФ от 06.09.98г. , основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади и наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно п.п.»а» и «д» пункта 10 приведенных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) и в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны от 30.09.10г. №1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом согласно пункту 4 названной Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в т.ч. связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения или являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно положениям пункта 7 статьи 53 Жилищного кодекса РФ и пункту 14 вышеуказанной Инструкции размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей на праве собственности.

Судом установлено, что решением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчику на семью в составе <данные изъяты> (он, супруга и две дочери) было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании данного решения с ответчиком был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. на основании вышеприведенных норм закона и нормативных актов.

При предоставлении сведений о наличии или отсутствии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи 17.12.10г. и 12.04.11г. ответчиком ФИО2 было указано, что жилых помещений, занимаемых им по договорам социального найма или на праве собственности ответчик не имеет, ранее не имел, участия в приватизации занимаемых жилых помещений не принимал (л.д.31-38), что не соответствует действительности.

В результате проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки сохранности федеральной собственности было установлено, что ответчик имел право собственности на 1\2 доли <адрес> общей площадью 51.2 кв.м., об указанном обстоятельстве прокурору стало известно в ходе проведенной проверки, назначенной решением военного прокурора Североморского гарнизона от 30.05.18г. (л.д.203), после получения 09.06.16г. сведений из ЕГРН (л.д.12). Данная 1\2 доля квартиры была приобретена ответчиком на основании договора передачи квартиры в собственность от 22.01.98г. , право собственности было прекращено в результате отчуждения данной доли жилого помещения 12.04.07г. Учитывая указанное выше обстоятельство, суд считает, что прокурором не пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года, поэтому ходатайства ответчиков о применении срока исковой давности к заявленным прокурором исковым требованиям, удовлетворению не подлежат.

Таким образом, при получении жилого помещения общей площадью 78.7 кв.м., расположенного по адресу: в <адрес>, Осиновая Роща, <адрес>, ответчик ФИО2 скрыл информацию об имевшейся в собственности ответчика ФИО2 1\2 доли указанного выше жилого помещения. В связи с чем ответчиками незаконно была получена площадь жилого помещения в размере 23.3 (18+18+18+18+9=81 ; 81-25.6 (51.2 кв.м. :2) = 55.4 кв.м.; 78.7 кв.м.-55.4 кв.м. =23.3 кв.м.) в собственность, чем государству в лице Министерства обороны РФ причинен ущерб. Указанное жилое помещение было предоставлено ответчику –военнослужащему за счет средств федерального бюджета на состав семьи 4 человека в пределах установленной нормы обеспечения от 72 кв.м. до 81 кв.м. Таким образом, учитывая вышеназванные нормы закона, ответчику при предоставлении жилого помещения в <адрес> подлежала учету общая площадь жилого помещения, полученная ответчиком ранее в порядке, предусмотренном Законом РФ от 04.07.91г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», составляющая 25.6 кв.м. Следовательно, исходя из нормы предоставления жилого помещения и площади жилого помещения, подлежащего учету при обеспечении, норма предоставления жилого помещения ответчику на состав семьи 4 человека составляет в этом случае от 46.40 до 55.40 кв.м. Поэтому, суд соглашается с доводами прокурора о незаконности получения ответчиком 23.30 кв.м. жилого помещения.

Решением Выборгского райсуда <адрес> от 20.11.12г. за ответчиками ФИО4 и ФИО3 признано право собственности на 1\2 доли за каждой <адрес>.14, <адрес>, Осиновая Роща, <адрес> (л.д.76), в настоящее время ответчиками совершена сделка по отчуждению указанной квартиры от 23.08.16г. (л.д.83).

Прокурор просит взыскать с ответчиков стоимость 23.30 кв.м., незаконно полученных ответчиками в размере 1097430 руб., исходя из стоимости одного квадратного метра жилой площади по указанному адресу в размере 47100 руб. Суд соглашается с размером определенного неосновательного обогащения.

Суд принимает во внимание, что приказом Министра обороны РФ от 21.12.11г. (л.д.322) утверждена начальная цена 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам РФ ( как по договорам купли-продажи, так и по договорам долевого участия в строительстве) согласно приложению к настоящему приказу : <адрес> – 47100 руб. Суд соглашается с данным размером, основанным на приказе Министра обороны РФ от 21.12.11г. Суд полагает отметить, что указанная стоимость 1 кв.м. жилого помещения, расположенного в <адрес> по указанному выше адресу, была определена на 4 квартал 2011г. Прокурор, предъявляя данные требования, данную сумму не изменил, несмотря на инфляционные процессы за период с 2011г. по настоящее время. Данная сумма была определена истцом для исчисления стоимости жилья по договорам купли-продажи и долевого участия в строительстве жилья. Согласно выписке из ЕГРН (л.д.80) на квартиру, предоставленную ответчикам в <адрес>, кадастровая стоимость квартиры в настоящее время составляет 5543678 руб. 57 коп., т.е. кадастровая стоимость 1 кв.м. составляет 70440 руб. 64 коп. Следовательно, размер 1 кв.м., определенный в сумме 47100 руб. суд считает обоснованным и из указанного расчета надлежит установить сумму неосновательного обогащения, полученного ответчиками при получении ими квартиры в <адрес>.

Доводы ответчика о том, что сумму необходимо исчислять из стоимости государственного контракта от 03.07.09г. на выполнение работ по разработке рабочей документации (л.д.244), суд во внимание принять не может, поскольку приказ Министра обороны от 21.12.11г. незаконным в установленном действующем порядке не признан, издан был во исполнение приведенных выше норм закона и поручений Президента РФ от 15.02.06г. №Пр-236 по обеспечению жильем без квартирных военнослужащих к 2010г. и от 27.04.04г. №Пр-689 о формировании служебного фонда к 2012г. Суд считает, что действия Министерства обороны РФ, связанные с определением размера компенсации затрат федерального бюджета РФ за превышение нормы общей площади предоставляемых жилых помещений военнослужащим, соответствуют законодательству, регулирующему данные правоотношения.

В соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (ст.1105 ГК РФ).

Поскольку квартира, расположенная в <адрес> ответчиками ФИО4 и Е.А. приватизирована и в настоящее время отчуждена, суд считает, что с ответчиков, включая и ответчика ФИО2, которым были предоставлены недостоверные сведения об имевшемся у ответчика в собственности жилом помещении при принятии истцом решения о предоставлении семье ответчиков указанного выше жилого помещения, обязаны вернуть государству денежные средства, затраченные из федерального бюджета на приобретение неосновательно полученной ответчиками жилой площади в размере 23.3 кв.м., стоимостью 1097430 руб. в солидарном порядке, поскольку право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны РФ является производным от права самого военнослужащего, суд полагает правомерным применить в данном случае положения статьи 1080 ГК РФ.

Таким образом, оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, положения закона и представленные сторонами доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.1102 ГК РФ, ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО2, ФИО3, ФИО4 солидарно в пользу Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в размере 1097430 руб.

Взыскать с ФИО2, ФИО3, ФИО4 госпошлину в доход государства солидарно в размере 13687 руб. 15 коп.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Дмитровский городской суд <адрес>.

СУДЬЯ:

2-76/2019 (2-4134/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Североморского гарнизона в защиту интересов РФ в лице Министерства обороны РФ
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ
Ответчики
Латыпов А.Б.
Латыпова Д.А.
Латыпова Е.А.
Суд
Дмитровский городской суд
Судья
Пресникова Инна Александровна
25.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.10.2018[И] Передача материалов судье
29.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2018[И] Судебное заседание
28.11.2018[И] Судебное заседание
17.12.2018[И] Судебное заседание
10.01.2019[И] Судебное заседание
24.01.2019[И] Судебное заседание
08.02.2019[И] Судебное заседание
22.02.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее