Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-1327/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Жуковской С.В. и Перминовой Н.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 29 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2015 года, по которому
исковые требования Ильиной Р.Р. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворены,
на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Ильиной Р.Р. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в черте г. ... взамен занимаемого и непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильина Р.Р. обратилась в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен непригодного занимаемого по адресу: <Адрес обезличен>.
Суд постановил приведенное решение, оспоренное АМО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на отсутствие в обстоятельствах дела доказательств аварийности занимаемого истцом жилья и объективной нуждаемости Ильиной Р.Р., не признанной малоимущей и не состоящей на жилищном учете, в ином жилом помещении.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в суд апелляционной инстанции не явились, заявлений и ходатайств не представили.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м, находится в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар». Ильина Р.Р. с <Дата обезличена> проживает на условиях социального найма в указанном жилом помещении и зарегистрирована по указанному адресу.
Заключением межведомственной комиссии от <Дата обезличена> <Номер обезличен> <Адрес обезличен> была признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодной для проживания.
Удовлетворяя иск Ильиной Р.Р., суд первой инстанции счел, что приведенное заключение межведомственной комиссии при установленных им по делу обстоятельствах является достаточным основанием для вынесения решения о предоставлении истцу жилого помещения на основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Доводы жалобы АМО ГО «Сыктывкар» не содержат в себе оснований для суждения о неправомерности такого вывода.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регламентировано статьей 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Из содержания части 4 статьи 15 ЖК РФ и пунктов 2, 5, 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, следует, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
В деле имеется заключение межведомственной комиссии, принятое в соответствии с Положением № 47, которое в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ является основанием для возникновения у истца субъективного права требовать у ответчика иного жилья взамен занимаемого непригодного. Иное, более расширительное, толкование данного заключения в контексте нормы, предусмотренной в пункте 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, противоречит прямо установленному законодателем исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, на основании соответствующих решений компетентного органа – межведомственной комиссии.
В силу п. 49 Положения № 47 на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Следовательно, выполнение требований п. 49 Положения № 47 является обязанностью АМО ГО «Сыктывкар».
Несмотря на принятие межведомственной комиссией заключения о признании квартиры Ильиной Р.Р. непригодной для проживания, сведений о принятии решений, предусмотренных п. 49 Положения № 47, ответчиком не было представлено ни суду первой, ни суду второй инстанции.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что жилое помещение истца было признано непригодным для проживания компетентным органом, выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Ильиной Р.Р. не могут быть признаны судебной коллегией необоснованными. Соответствующие доводы жалобы АМО ГО «Сыктывкар» судебной коллегией отклоняются.
Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, факт отсутствия нахождения истца в очереди нуждающихся в жилье при том, что он проживает в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным, при установленном судом факте объективной нуждаемости Ильиной Р.Р. в жилье не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом по делу требования.
Учитывая, что заявителем апелляционной жалобы не приведено ссылок на обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -