Судья: Ибрагимов Р.С. дело № 33а-19618/2018
учет № 120а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2018 года г.Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2018 года, которым постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Волгопродмонтаж-Наладка» к Кабинету Министров Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под часть производственного здания, для использования под производство строительных изделий) с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 6 045 600 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до 23 апреля 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 28 декабря 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Волгопродмонтаж-Наладка» в части требований о возложении на административного ответчика обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости и в части требований к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Фирма «Волгопродмонтаж-Наладка» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под часть производственного здания, для использования под производство строительных изделий) площадью 2640 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование указало, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости составляет 14 103 196 рублей 80 копеек, что нарушает его права как плательщика земельного налога. В связи с определением рыночной стоимости земельного участка просит установить кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 4 528 000 рублей, и возложить на административного ответчика обязанность внести сведения в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных Республики Татарстан административный иск в заявленном размере не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительный комитет муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров РТ просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Волгопродмонтаж-Наладка» является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года, в том числе земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:17 в размере 14 103 196 рублей 80 копеек.
Как видно из реестрового дела объекта недвижимости в связи с исправлением реестровой ошибки в части площади земельного участка с «2640 квадратных метра» на «2550 квадратных метра» его кадастровая стоимость определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеуказанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в размере 13 622 406 рублей.
23 апреля 2018 года этим же органом кадастрового учета осуществлен государственный кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, в связи с чем кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 23 апреля 2018 года в размере 16 939 424 рублей.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... определенная по состоянию на 1 января 2013 года в размере 14 103 196 рублей 80 копеек, на момент рассмотрения настоящего дела является архивной.
В пунктах 14 и 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В соответствии с частью пятой статьи 24.20 Федерального закона, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Волгопродмонтаж-Наладка», обратившееся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 28 декабря 2017 года, вправе пересчитать сумму налоговой базы по земельному налогу с 1-го числа налогового периода, которым в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год, то есть с 1 января 2017 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости (23 апреля 2018 года).
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Волгопродмонтаж-Наладка» представило отчет .... от 4 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 4 528 000 рублей.
Отчет подготовлен обществом с ограниченной ответственностью «АртРеал». Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в страховом публичном акционерном обществе «Ингосстрах».
По ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июля 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения его рыночной стоимости.
Как следует из заключения эксперта ФИО6 общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Оценщик» № .... от 10 августа 2018 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2013 года в размере 6 045 600 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям закона, в связи с чем, не может быть положен в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости земельных участков, поэтому суд взял за основу заключение эксперта ФИО6 общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Оценщик» № .... от 10 августа 2018 года, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установил рыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи