Дело №2а-1608/2018
(УИД 24RS0017-01-2018-000677-91)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федюнина А. В. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, возмещении почтовых издержек, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Федюнин А.В. обратился в суд к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, возмещении почтовых издержек, компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства. Приговором суда административному истцу назначено наказание в виде лишения свободы, которое в 2017 году он отбывал в условиях ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В июне 2017 года Федюнин А.В. был этапирован из ИК-15 ФКУ ОИК-30 для прохождения лечения в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где находился до 31.07.2017 года, после чего вновь был этапирован по месту прежнего отбывания наказания в ИК-15. В октябре 2017 года в ходе телефонного разговора с родственниками административному истцу стало известно о том, что в июне 2017 года они посылали ему бандероль, которая в связи с убытием на лечение была перенаправлена администрацией ИК-15 в адрес КТБ-1. Однако сотрудники данного исправительного учреждения присланную бандероль ему не вручили, за ее получением в почтовое отделение не явились, по месту отбывания осужденным наказания не перенаправили. Ввиду ненадлежащего исполнения сотрудниками административных ответчиков своих должностных обязанностей, 03.10.2017 года спорная бандероль была возвращена в связи с истечением срока ее хранения почтовым отделением в адрес родственников (отправителя). С учетом изложенного Федюнин А.В. просил: признать незаконными и необоснованными действия (бездействия) сотрудников ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выраженные в неполучении на почте поступившей на его имя бандероли, повлекшие за собой ее возвращение обратно отправителю; обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю возместить денежные средства, потраченные на отправку спорной бандероли, а также компенсировать ему моральный вред в установленном судом размере.
Административный истец Федюнин А.В., отбывающий наказание в ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о своем личном участии в судебном заседании не просил.
При этом ему разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путем допуска к участию в деле своего представителя. В своем административном исковом заявлении Федюнин А.В. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушения административным ответчиком его прав.
Необходимости личного участия самого Федюнина А.В. в рассмотрении административного дела суд не усматривает, поскольку все доводы заявителя подробно изложены в его административном исковом заявлении. Учитывая характер спора и значение личных объяснений Федюнина А.В. для рассмотрения данного административного дела, а также возможность участия в деле его представителя, суд полагает возможным рассмотреть административный иск без его этапирования в судебное заседание.
Несмотря на наличие в ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю технической возможности организации видеоконференц-связи с Железнодорожным районным судом г. Красноярска, с учетом характера данного спора и наличия подробных письменных пояснений Федюнина А.В. относительно заявленных требований, судом не усматривается предусмотренной ч.1 ст.142 КАС РФ необходимости присутствия в судебном заседании административного истца.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю Дмитриев В.В. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ГУФСИН России по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком по данному спору, так как ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю является отдельным юридическим лицом, которое самостоятельно отвечает за свои действия (бездействие). Каких-либо жалоб на действия сотрудников КТБ-1 со стороны Федюнина А.В. в адрес административного ответчика не поступало, проверки по его доводам не проводились, в связи с чем, оснований для применения мер реагирования не имелось. При этом из материалов дела следует, что спорная бандероль была ошибочно перенаправлена сотрудниками ИК-15 в КТБ-1 с указанием почтового индекса 660075, виду чего, это отправление поступило в 75 почтовое отделение г. Красноярска, в то время, как КТБ-1 имеет почтовый индекс 660048 и обслуживается в 48 почтовом отделении на основании заключенного договора (контракта). Таким образом сотрудникам КТБ-1 не было ничего известно о поступлении на имя Федюнина А.В. почтовой бандероли в 75 почтовое отделение, об этом факте их никто не уведомил, следовательно, права осужденного они нарушить не могли. Помимо этого полагал требования административного истца о компенсации расходов на пересылку спорной бандероли необоснованными, поскольку доказательств несения Федюниным А.В. каких-либо почтовых расходов не представлено; судя по изложенным в иске доводам, такие расходы нес не осужденный, а его родственники, которые с подобными требованиями в суд не обращались.
Представитель административного ответчика ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Карепова С.С. (доверенность в деле) в зал суда не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее представленных возражениях на исковое заявление просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что осужденный Федюнин А.В. прибыл в КТБ-1 07.06.2017г. из ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю и убыл обратно 31.07.2017г. В указанный период времени на имя осужденного поступала только письменная корреспонденция (документы), которая была ему выдана под расписки, хранящиеся в материалах личного дела. Каких-либо посылок, ценных бандеролей, в том числе спорной бандероли с почтовым идентификатором № в КТБ-1 на имя Федюнина А.В. не поступало и сотрудниками КТБ-1 не получалось.
Представители заинтересованных лиц УФПС Красноярского края, ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю в зал суда также не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем, руководствуясь, ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доводы представителя административного ответчика, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п.8,9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что административный истец Федюнин А.В. осужден вступившим в силу приговором Верховного суда Республики Татарстан от 28.06.2002 года к наказанию в виде лишения свободы, которое он отбывает в условиях ИК-15 ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Из материалов дела следует, что Федюнин А.В. 07.06.2017 года прибыл из ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю (г. Норильск) в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю (г. Красноярск), где проходил курс лечения и содержался до 31.07.2017 года, после чего убыл обратно в ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю (г. Норильск).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.
ФГУП «Почта России» является оператором почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 16 ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
В силу ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, и обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295 (далее Правила) устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении соответственно находящихся в них осужденных и осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые, подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания; осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое; осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в ИУ или тюрьме, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия.
Согласно п. 93 Правил (в редакции, действующей в спорный период времени) осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации числа посылок, передач и бандеролей. Посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в ИУ. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие ИУ, пересылаются по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета (п. 95).
В соответствии с п. 100 Правил (в той же редакции), посылка, передача или бандероль должны быть вручены осужденному не позднее одних суток после их приема, за исключением случая, предусмотренного п. 104 Правил.
Пунктом 92 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 N 463 (далее Инструкция), прием и первичная обработка поступающих в учреждения и органы УИС документов осуществляется службой делопроизводства.
Поступающие через подразделения фельдъегерской и специальной связи в учреждения или органы УИС документы в рабочее время принимаются работниками службы делопроизводства и регистрируются в журналах учета документов или электронной базе данных, в которые включаются основные реквизиты поступающих документов (п. 93 Инструкции).
Согласно п. 94, 95 указанной Инструкции документы, доставленные курьером непосредственно в структурные подразделения и должностным лицам учреждений и органов УИС, также оперативно передаются ими в службу делопроизводства для регистрации. Первичная обработка поступающих документов заключается в проверке правильности доставки и целостности вложений, фиксации факта поступления документа. Ошибочно доставленные документы возвращаются почтовому учреждению или пересылаются надлежащему отправителю. Оформление заказных писем проверяется по записям почтовых реестров.
В соответствии с п. 101 Инструкции все поступившие документы независимо от способа их доставки (за исключением обращений граждан, телефонограмм, личной переписки, печатных изданий и справочных документов) после предварительного рассмотрения подлежат обязательной централизованной регистрации в день поступления службой делопроизводства. Поступившие документы регистрируются самостоятельной порядковой нумерацией в пределах календарного года в журнале учета входящих документов (приложение N 14) или в электронной базе данных, в которые включаются основные реквизиты поступающих документов.
Из материалов дела следует, что 23.05.2017 года отправителем ФИО 1 была направлена бандероль (почтовый идентификатор №) весом 1 802 г по адресу: <адрес> (ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю); в качестве адресата (получателя) этого заказного почтового отправления указан административный истец Федюнин А.В.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, указанное отправление поступило в отделение почтовой связи (ОПС) Норильск 663305 06.06.2017 года.
Ввиду убытия осужденного Федюнина А.В. из ОИК-30 в ФКЛПУ КТБ-1, администрация ОИК-30 направило 15.06.2017 года в адрес начальника Норильского почтамта письмо за исх. №, в котором просило произвести досыл бандероли с почтовым идентификатором №, поступившей на имя осужденного Федюнина А.В. по адресу: 660075, <адрес>, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Между тем, юридическим и почтовым адресом указанного исправительного учреждения (ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю) является: 660048, <адрес>.
В соответствии с заключенным между ФГУП «Почта России» и ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю государственным контрактом на оказание услуг общедоступной почтовой связи № от 15.03.2017 года, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, расположенное по адресу: <адрес> имеет почтовый индекс 660048 и обслуживается отделением почтовой связи №48 г. Красноярска.
Из представленных в материалы дела реестров ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на получение посылок, ценных бандеролей, заказных писем с почтового отделения 660048 г. Красноярска следует, что в период с июня 2017 года по октябрь 2017 года (период нахождения административного истца в данном исправительном учреждении) каких-либо посылок, ценных бандеролей на имя Федюнина А.В. в КТБ-1 по почте не поступало.
Данный факт подтверждается также справкой канцелярии ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 15.03.2018 года, согласно которой за период с 07.06.2017 года по 31.10.2017 года на имя осужденного Федюнина А.В. поступило три почтовых отправления из ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 04.10.2017г. вх.№; от 29.09.2017г. вх.№ и от 23.08.2017г. вх.№.
Согласно ответу УФПС Красноярского края на судебный запрос, почтовое отправление (бандероль) с почтовым идентификатором № поступило 20.06.2017 года в 75 отделение почтовой связи (Красноярск 660075) с адресом: <адрес>, СИЗО-1 и было адресовано ФИО 1, однако в связи с тем, что по информации уполномоченного представителя СИЗО-1 ФИО 1 в указанном учреждении никогда не содержалась, указанное почтовое отправление 03.10.2017 года было возвращено отправителю.
Таким образом из представленных доказательств судом установлено, что спорное почтовое отправление (бандероль) с почтовым идентификатором №, адресованное Федюнину А.В., было перенаправлено 15.06.2018г. по почте из ОИК-30 <адрес> в КТБ-1 <адрес> с указанием ошибочного почтового индекса указанного исправительного учреждения (660075 вместо 660048), в связи с чем, это отправление поступило в почтовое отделение №75 г. Красноярска, в то время, как ФКЛПУ КТБ-1 обслуживается в почтовом отделении №48, расположенном по иному адресу.
Поскольку из отделения почтовой связи 660075 в адрес КТБ-1 каких-либо уведомлений о наличии бандероли на имя Федюнина А.В. не поступало, договорных отношений с этим почтовым отделением у КТБ-1 не имеется, сотрудники указанного учреждения не имели возможности получить спорное почтовое отправление, вручить его осужденному, либо перенаправить его в ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю по месту отбывания административным истцом наказания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, об отсутствии в действиях сотрудников ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю признаков незаконного бездействия, выраженного в неполучении бандероли с почтовым идентификатором №.
При этом ГУФСИН России по Красноярскому краю по данному административному иску является ненадлежащим административным ответчиком по следующим причинам.
В силу ст. 21 УИК Российской Федерации, ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, ведомственный контроль за местами содержания под стражей осуществляют Федеральная служба исполнения наказания России, ее Управления по федеральным округам, а также Главные управления (далее - ГУФСИН) и Управления (далее - УФСИН) России по субъектам Российской Федерации. В предмет ведомственного контроля входят все направления функционирования персонала по реализации задач, поставленных перед уголовно-исполнительной системой.
В соответствии с требованиями Положения «О Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", а также Типового положения о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний, основными формами контроля за указанными выше учреждениями и органами являются: анализ статистической отчетности, ревизии и проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности, непосредственное инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, их проверка и принятие соответствующих решений.
Правовой основой для проведения ведомственного контроля в органах ФСИН России является Приказ Минюста РФ от 27.10.2009 N 361 "Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности" (вместе с "Инструкцией об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб", "Инструкцией об организации и проведении проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб и их должностных лиц").
Таким образом, основной формой ведомственного контроля за соблюдением прав осужденных и порядка отбывания ими наказания является рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, а также непосредственное инспектирование учреждений и органов.
Между тем, каких-либо доказательств тому, что осужденный Федюнин А.В. обращался в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлениями и жалобами на действия (бездействие) должностных лиц ФКЛПУ КТБ-1 России по Красноярскому краю, выразившихся в неполучении поступившей на его имя почтовой корреспонденции (бандероли), в ходе рассмотрения дела представлено не было, следовательно, оснований для применения мер ведомственного контроля у административного ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю в спорный период времени также не имелось.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Федюнина А.В. к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому края о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, а также производных от этого требований о компенсации морального вреда.
Поскольку вины административных ответчиков в неполучении Федюниным А.В. спорной бандероли не установлено, признаков незаконных действий (бездействия) сотрудников этих государственных органов в нарушении прав административного истца не имеется, также отсутствуют основания для возложения на них ответственности в виде возмещения суммы почтовых расходов на пересылку этого почтового отправления.
Кроме этого, заслуживают своего внимания доводы представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю о том, что административным истцом не представлено доказательств несения таких почтовых расходов и их размера; в то время, как судя по изложенным в иске доводам, такие расходы нес не осужденный Федюнин А.В., а его родственник – отправитель ФИО 1, которая с подобными требованиями в суд не обращались, полномочий на подобное процессуальное действие ему не предоставляла; следовательно, в указанной части Федюнин А.В. является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, так как ему лично никакой вред в виде необоснованных почтовых издержек причинен не был.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 226-227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Федюнина А. В. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, возмещении почтовых издержек, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2018 года.
Судья И.Г. Медведев