Дело № 2-242/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 года п. Депутатский
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Винокурова С.С., при секретаре Петрачук О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к МО «Силянняхский национальный наслег» о признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратились К. к МО «Силянняхский национальный наслег» о признании права собственности на жилое помещение.
В обосновании иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ с матерью З. купили жилой дом у А.. по (адрес), ДД.ММ.ГГГГ мать оформила договор дарения квартиры на нее, после смерти ДД.ММ.ГГГГ. матери Р.., не обращалась в нотариальный орган для оформления наследства, т.к. занималась лечением внучки. При обращении ДД.ММ.ГГГГ к нотариусу для оформления наследства ей было отказано, в МФЦ было также отказано в связи отсутствием право собственности на указанный жилой дом у матери. Она постоянно проживала в этом доме, открыто, непрерывно и добросовестно пользовалась им как своим имуществом, несла расходы на его содержание, оплачивала коммунальные платежи. Поскольку право собственности на право собственности возникло на основании договора купли продажи и непрерывном владении более 15 лет, истец находят исковые требования подлежащим удовлетворению.
Представитель истца Б.. поддержал поданное исковое заявление в полном объеме.
Представитель МО «Силянняхский национальный наслег» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как устанавливает статья 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В данном случае договор дарения был составлен и подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ, то есть обе стороны, в том числе даритель, выразили свою волю (даритель еще при жизни - на передачу дома, а одаряемый - на получение этого дома). Однако обязательная процедура регистрации договора, предусмотренная действующим законодательством РФ, не была проведена сторонами. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" связывает наступление правовых последствий не с заключением договора и даже не с представлением необходимых документов на регистрацию сделки, а с моментом внесения записи о сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ранее регистрация проходила в БТИ).
Таким образом, договор дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на дату смерти дарителя считается незаключенным.
Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывное владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу статей 224 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
По смыслу закона, наиболее значимым для приобретательной давности является условие о добросовестности, сущность которого, исходя из системной связи части 1 ст. 234 ГК РФ с частью 4 ст.234 ГК РФ и со статьей 302 ГК РФ, состоит в том, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Как следует из разъяснений указанного Постановления, по смыслу статей 225 и 2324 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (п. 16).
Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью, и в отношении нее исключена возможность применения положений ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется на случаи, когда владение имуществом началось до 01 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой указанного Кодекса.
При исчислении срока приобретательной давности необходимо исходить из положений п. 4 ст. 234 ГК РФ, которая устанавливает, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Таким образом, право собственности на недвижимое имущество соответствующего лица может возникнуть в силу приобретательной давности не ранее чем через пятнадцать лет добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным соответствующим имуществом со дня истечения срока исковой давности по требованиям в соответствии со ст. 301 ГК РФ.
Общий срок владения недвижимым имуществом, необходимый для приобретения права собственности на это имущество, составляет восемнадцать лет с момента начала пользования данным имуществом (15 лет срока приобретательной давности + 3 года срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Доводы истца о том, что дом, расположенный по (адрес) принадлежит на праве собственности более пятнадцати лет подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ А.. покупателю Р. (л.д.9). Свидетельством о смерти Р.. (л.д.4). Постановлением об отказе в совершении нотариальных действий в связи пропуском срока для принятия наследства К. (л.д.16). Выпиской из ЕГРН, кадастровым №, номер кадастрового квартала №, дата присвоении кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом расположенный по (адрес), дом общей площадью .......... кв.м., год постройки ДД.ММ.ГГГГ., субъектов права не имеет (л.д.7-8).
Согласно справке, задолженность по коммунальным услугам и электроэнергии по дому (адрес) не имеется (л.д.14,15).
Данная квартира не поступила в муниципальную собственность и не входит в муниципальный жилищный фонд. Истец владеет квартирой не на основании договора социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а как своим собственным имуществом.
Из материалов дела следует, что К.. приобрела право совместной собственности на дом в связи длительным временем владением домом как своей собственной, проживала в нем совместно с матерью, принимала меры к сохранению указанного имущества, несла бремя содержания дома, оплачивала коммунальные услуги.
В материалах дела не содержатся каких-либо сведений о том, что администрацией наслега предпринимались меры по содержанию данного дома оставшегося после смерти Р..
Таким образом, письменные доказательства подтверждают обоснованность заявленных истцом исковых требований.
Поскольку никаких прав на данное жилое помещение в установленном законом порядке не зарегистрировано, муниципальной собственностью оно не признано, то в силу пункта 1 статьи 131 и пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ указанное жилое помещение фактически является бесхозяйным.
В то же время, из приведённых выше доказательств следует, что жилое помещение было приобретено по договору купли-продажи 19.03.1999 матерью истца для постоянного проживания с дочерью К.., ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был передан истцу по договору дарения. Таким образом, спорным жилым помещением истец владеет со дня приобретения дома. В указанный период времени, в течение двадцати лет, истец владеет вышеуказанным домом на условиях добросовестности, открытости и непрерывности. Указанный срок не прерывался ни юридически, ни фактически. Фактическое владение не оспаривается другими лицами.
При таких обстоятельствах требование истца о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
А поэтому с ответчика администрации МО «Силянняхский национальный наслег» государственная пошлина в пользу истца взысканию не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К. к Администрации МО «Силянняхский национальный наслег» о признании права собственности на недвижимое имущество - удовлетворить.
Признать за К., право на получение в собственность жилого дома, общей площадью .......... кв.м., кадастровый №, расположенного по (адрес).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий С.С. Винокуров