Дело № 3А-38/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 сентября 2017 г. г. Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
с участием прокурора Кисленко И.Л.,
при секретаре Непомнящей А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением САХАЛИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
у с т а н о в и л :
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 г. № 11/17/166-6 на 10 сентября 2017 г. назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 26 июля 2017 г. № 29/218 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый САХАЛИНСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 1 августа 2017 г. № 31/236 по единому избирательному округу зарегистрирован список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый САХАЛИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
САХАЛИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации списка кандидатов, выдвинутого САХАЛИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на неоднократное несоблюдение указанным избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), что является основанием для отмены регистрации списка кандидатов на основании подпункта «е» пункта 8 статьи 76 Федерального закона. Такие нарушения, по мнению административного истца, подтверждаются содержанием выступлений членов избирательного объединения Выголова Ю.Ф., Подойниковой Г.В. и Ивановой С.В. 22, 24 и 29 августа 2017 г. на телеканалах «Россия 24» и «ОТВ-Сахалин» в рамках предоставленного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, где они распространяли информацию о других политических партиях с негативными комментариями, способствующими созданию отрицательного отношения избирателей, и фактически призывали голосовать против них.
САХАЛИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» привлечено судом к участию в деле в качестве административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца Мухин Е.О. иск поддержал.
Представители административных ответчиков - САХАЛИНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Спирин А.Г., избирательной комиссии Сахалинской области - Дернейко В.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Проверив материалы дела, выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заключение участвующего в деле прокурора Кисленко И.Л. об отказе в удовлетворении иска, суд приходит к следующему.
Согласно статье 44 Федерального закона № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
Предвыборной агитацией, в силу подпункта 4 статьи 2 указанного Федерального закона, является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
На основании статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (пункт 2).
Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами (пункт 3).
В статьях 50 и 51 Федерального закона № 67-ФЗ определены порядок и условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания.
Государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время) (пункт 1 статьи 50).
Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия) (пункт 1 статьи 51).
Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время, указанное в пункте 1 настоящей статьи, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 51).
Общий объем эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания (пункт 3 статьи 51).
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона № 67-ФЗ не менее половины общего объема эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий. Избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
При невыполнении избирательным объединением, зарегистрированным кандидатом требований пункта 4 настоящей статьи, доля эфирного времени, отведенная избирательному объединению, зарегистрированному кандидату, для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 5).
В силу пункта 5.1 статьи 51 Федерального закона № 67-ФЗ оставшаяся часть общего объема эфирного времени (при ее наличии), указанного в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется государственными и муниципальными организациями телерадиовещания зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, для размещения агитационных материалов.
Под агитационными материалами для целей настоящего Федерального закона понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (пункт 1 статьи 2).
Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов определены статьей 54 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно пункту 5.2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Из анализа приведенных норм избирательного законодательства следует, что предвыборная агитация на каналах организаций телевещания осуществляется кандидатами в форме совместных агитационных мероприятий (дискуссии, дебаты, «круглые столы»), а также посредством размещения агитационных материалов (аудиовизуальных).
При этом ограничения, предусмотренные пунктом 5.2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, относятся только к размещению в эфире телеканалов агитационных материалов.
Как следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 19 июля 2017 г. № 26/205 утвержден Порядок проведения жеребьевки по распределению между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов, эфирного времени на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
Согласно протоколам жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени между политическими партиями на выборах депутатов Сахалинской областной Думы на каналах региональных государственных организаций телерадиовещаний, 22 и 29 августа 2017 г. в эфирах телеканала «Россия 24» (ФГУП ВГТРК/ГТРК «Сахалин») и 24 августа 2017 г. на телеканале ОТВ (Телерадиокомпания ОТВ (Домашний)) были проведены совместные агитационные мероприятия – «дебаты» с участием зарегистрированных кандидатов в депутаты от САХАЛИНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Выголова Ю.Ф., Ивановой С.И. и Подойниковой Г.В.
Поскольку урегулированный пунктом 4 статьи 51 Федерального закона № 67-ФЗ порядок проведения совместных агитационных мероприятий не предъявляет к содержанию выступлений их участников ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 данного Федерального закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования административного истца и отмены регистрации списка кандидатов.
Позицию представителя административного истца о необходимости рассматривать совместные агитационные мероприятия как размещение агитационных материалов суд считает ошибочной, основанной на неверном толковании положений действующего избирательного законодательства, который разграничивает эти формы предвыборной агитации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении административного искового заявления САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением САХАЛИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 1 сентября 2017 г.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова
Дело № 3А-38/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
1 сентября 2017 г. г. Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
с участием прокурора Кисленко И.Л.,
при секретаре Непомнящей А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением САХАЛИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
руководствуясь статьями 174, 177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
отказать в удовлетворении административного искового заявления САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением САХАЛИНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова